ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

Музей Академии художеств - одно из старейших художественных собраний Санкт-Петербурга и России. Возникший почти одновременно с самой Академией, основанной И. И. Шуваловым в 1757 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны, он с самого начала имел целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства. Годом основания музея считается 1758 г.


Множество замечательных людей приняло участие в судьбе музея. Основу собрания музея первоначально составили ценнейшие экспонаты, переданные первым куратором Академии - графом И.И. Шуваловым. Подарок его был поистине "царским". В перечне авторов картин указывались имена Рафаэля, Веронезе, Рубенса и многих других великих мастеров.
Блеску и богатству коллекции во многом способствовала и Императорская фамилия, члены которой постоянно и систематически пополняли собрание музея. Список этих великолепных экспонатов достаточно велик. Так, Екатерина II подарила картины к монументальным росписям библиотеки Ватикана очень популярного художника XVIII века А.Р. Менгса, целую коллекцию пробковых моделей античных архитектурных памятников, выполненных в XVIII веке мастером А. Кики, а Николай I купил для Академии огромные копии с Ватиканских фресок Рафаэля и картин мастеров итальянского Возрождения, созданных известными художниками ("Афинская школа" - К.П.Брюллова, "Изгнание Илиодора" - Ф.А. Бруни). Не менее значительными были и поступления от президента Академии художеств, Великой княгини Марии Николаевны: живописные полотна, уникальный рисунок Д. Босси - копия-реконструкция "Тайной вечери" Леонардо да Винчи.

Ценнейшим пополнением Музея стала коллекция графа Н. А. Кушелева-Безбородко, завещанная им Академии в 1862 году. В ее составе было 466 картин и 29 скульптур– европейских и российских мастеров. Среди них - "Поклонение волхвов" П. Брейгеля старшего, "Бобовый король" ( "Король пьет" ) Я. Йорданса, "Христос в терновом венце" ("Се человек" ) П. П. Рубенса, произведения французских мастеров : Э. Делакруа, Ж. - Ф. Милле, Г. Курбэ, Ж. - Б. К. Коро, Т. Руссо, К. Тройона, другие полотна.

Наряду с крупными поступлениями собрание часто пополнялось за счет подношений любителей искусства и приобретений у частных лиц, а также за счет картин, скульптур и графики, присылаемых самими художниками, которые считали за честь подарить их. Э.М. Фальконе, приехавший в Петербург для работы над памятником Петру I, принес в дар произведения французских мастеров, большое число слепков и свои собственные работы. Более 160 рисунков преподнес в дар Академии Л.-Ж. Де Лоррен, коло 190 графических листов – Л.-Ж.Лагрене.

Значение, которое придавалось развитию Императорской Академии художеств монархами, побуждало богатых вельмож и иностранных художников стремиться быть избранными в число ее почетных членов. После избрания требовалось прислать свой портрет. Таким образом сложилась очень интересная галерея президентов, профессоров и почетных членов, переданная в Музей. Среди первых почетных любителей и почетных членов были великий князь Павел Петрович, граф А. С. Строганов - президент Академии художеств в 1800 -1811 годах; граф Г. Г. Орлов, граф А. П. Шувалов, Н. И. Панин, князь А. М. Голицын.

Серьезно подходил к комплектованию и деятельности академического музея президент Академии А.С. Строганов, сам обладавший превосходной коллекцией. Крупный ученый своего времени - историк, нумизмат, библиограф и публицист, президент А.Н. Оленин относил к числу неотложных задач Академии улучшение работы и обогащение ее "Музеума".

Неоднократные волевые переструктурирования музейных фондов отражались на музейной коллекции чаще всего драматическим образом. Они значительно изменили облик музея.

В 1896 году в связи с созданием музея Александра III (Русский музей) было решено забрать из Академического музея весьма ценную часть собрания: среди них картины Айвазовского, Брюллова, Бруни и др. В Русский музей была передана коллекция народного искусства, так называемый "древнехристианский музей", который начиная с 1856 года, собирал класс православного иконописания Академии. Коллекцию составляли иконы, кальки, снятые с монастырских фресок, зарисовки архитектурных памятников, собрание предметов, костюмов, вышивок. В 1900 году значительные коллекции русской и западноевропейской живописи были переданы во многие музеи - Виленский музей древностей, Рижский городской музей, Казанскую художественную школу, Саратовский музей им. А.Н. Радищева, Пензенский музей при художественном училище и многие другие музеи.

В первые годы советской власти Академия вновь пережила сложные преобразования, коснувшиеся и системы художественной школы. Это были чрезвычайно трудные для Академии годы, когда само словосочетание "художественное наследие" оказалось синонимом консерватизма и реакционности. Напряженная борьба в искусстве в 1920-х - начале 1930-х годов особенно тяжело сказалась на состоянии музейных коллекций живописи, скульптуры и графики, они были расформированы и их значительная часть постепенно перешла в другие музеи. Основную часть экспонатов приняли Эрмитаж и Русский музей. Музей Академии в это время лишился работ Терборха, Кранаха, Левицкого, Брюллова, Венецианова, Ге и многих других произведений западных и русских художников. Значительная часть музейных ценностей была передана для декорирования различных общественных помещений. Пострадала музейная коллекция и от сторонников пролетарской культуры, целенаправленно освобождавших музей от всего "лишнего". Были уничтожены ценнейшие экспонаты, разбиты слепки с антиков. В довершение "большая часть музейных собраний была передана Госфонду для распродажи". Освободившиеся залы были сданы в аренду. Облик музея значительно изменился, стали новыми и его функции.

Только в 1933 году, когда решением правительства в Ленинграде была открыта Всероссийская Академия художеств, музей стал постепенно восстанавливаться. В 1947 году, после организации Академии художеств СССР, музей вошел в состав ее учреждений.В 1992 г. музей стал именоваться Научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств. Наряду с другими учреждениями Академии, он отнесен к разряду особо ценных объектов культуры России. В связи с драматическими коллизиями, которые сопутствовали жизни музея, коллекция сильно уменьшилась. Но и сейчас музей обладает превосходными живописными полотнами, рисунками, гравюрами. Научно-методические исследования вновь стали одним из ведущих направлений работы музея. Ее практической реализацией стали научные труды и выставки.


ЭКСПОЗИЦИЯ
1 ЭТАЖ.ЗАЛЫ СЛЕПКОВ
Музейная экспозиция, расположившаяся на трех этажах концентрического здания по праву начинается с залов слепков. Около трех тысяч ЭТАнатов размещается на первом этаже "циркуля", а также в парадных интерьерах Академии. Вестибюли, хоры залов, фронтоны, галереи, балюстрады, лестницы здания служат экспозицией слепков с античной скульптуры, копий рельефов, отливок римских ваз. Произведения из коллекции музея в зависимости от техники и жанра могут экспонироваться в парадных залах, учебных классах, входить в собрание библиотеки или находиться в специальном музейном хранении. Это создает атмосферу постоянной причастности к искусству, к творчеству.


Коллекция скульптуры знакомит с историей искусства ваяния на протяжении многих исторических эпох - от Древнего Египта до XVIII века. Коллекция не имеет себе равных в России по полноте и художественной ценности. Большинство отливок сделаны с классических произведений античной и западноевропейской скульптуры в конце XVIII - начале XIX века непосредственно с оригиналов и сохранили все их неповторимые пластические особенности. В собрании скульптуры имеются работы, не часто встречающиеся в нашей стране, - Л. Бернини, Б. Торвальдсена, А. Колло, А. Модерати и других зарубежных художников.

Ценной частью экспозиции, ярко выявляющей своеобразие академического собрания, являются многочисленные учебные, программные и пенсионерские работы скульпторов - воспитанников Академии XVIII - начала XX века. За редким исключением, подобные произведения не встречаются ни в одном музее страны. В их число входят подлинные шедевры: например, "Прометей" Гордеева (1759), рельефы Щедрина, Козловского, Замараева, Пименова, Прокофьева, Залемана на темы русской истории, на библейские и мифологические сюжеты. Здесь можно увидеть также статуи "Петр I" (1872) и "Последняя весна" (1878-1879) Антокольского, эскиз "Воин-победитель" Аникушина и многие другие.

Эта коллекция музея наряду с художественно-образовательными достоинствами имеет также практическую и научно-методическую ценность, так как рисование - один из важнейших этапов обучения в художественной школе. Сегодня, как и 200 лет назад, будущие художники занимаются в залах скульптурного "циркуля".

2-й ЭТАЖ.АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЕУМ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
На 2-й этаж музея ведут две широкие и пластично изогнутые лестницы - здесь находится экспозиция "История русской художественной школы".

На протяжении почти двух с половиной веков в Академии создавалась строгая педагогическая система. При известной устойчивости и традиционности, система обучения изменялась и совершенствовалась, отражая новые потребности времени.

Музей обладает единственным в стране собранием произведений, показывающим историю русской академической школы от ее создания до наших дней. Эти рисунки, копии, этюды и эскизы, созданные во время обучения, программы, исполненные на звание художников, а также произведения, представляемые мастерами для присвоения им академических званий - живой пример для подражания.

Со дня основания музея было положено начало планомерному отбору произведений русской школы, которая целенаправленно создавалась в стенах Академии.
Собрание произведений отечественного искусства было чрезвычайно богатым.
В коллекции русской художественной школы можно увидеть произведения прославленных живописцев - Брюллова ("Портрет итальянской певицы Фанни Персиани", 1834), Поленова ("Воскрешение дочери Иаира", 1871), Чистякова ("Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту", 1860), Фешина ("Капустница", 1909). В фондах хранятся полотна Аргунова, Рокотова, Боровиковского, Тропинина. Коллекция отечественного искусства пополнялась и работами современных художников - Мыльникова ("Клятва балтийцев", 1946), Салахова ("С вахты", 1957) и многих других членов Академии художеств СССР.

Среди ценнейших экспонатов музея картины мастеров западноевропейского искусства XVI-XVIII вв.: Д.Ф.Б. Гверчино "Св. Анна учит младенца Христа чтению", Л.Джордано "Ринальдо и Армида", А.Карраччи "Снятие с креста. Оплакивание ангела тела Христа", Г.Марториелло "Горный пейзаж с видом на море" и ряд других. В музее хранятся реконструкции фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря", выполненной Д. Босси (1807), рисунки Ж.-Б. Греза, которые так любили копировать воспитанники Академии художеств.

Значительны в музее также и разделы рисунка и гравюры. Рисунок, будучи основой для живописи, скульптуры и архитектуры, представлен в музейном собрании не только как основной этап в последовательном освоении профессии художника, но и как самостоятельный вид искусства со своей изобразительной спецификой и эстетической ценностью.
В разделе гравюры хранятся подлинные раритеты: конклюзия, посвященная Екатерине I (1724) И.Ф. Зубова, и лучший памятник русского гравировального искусства второй четверти XVIII века - Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны (1744), а также очень редкая гравюра на шелке "Конклюзия Кариона Истомина" (1693).

Среди большого графического раздела привлекают внимание портреты, выполненные П. Соколовым, И. Крамским, К. Сомовым, С. Сориным, композиции А. Лосенко, Ф. Бруни, И. Шишкина, В. Шебуева, В. Шухаева, рисунки А. Менгса, Ш. Натуара, Ж. Греза, пейзажи А. Остроумовой-Лебедевой (1900, цветная ксилография), офорты "Бегство в Египет" (1914) П. Шиллинговского, "Победитель и жизнь" (1913) М. Курилко, "Литейный цех" и "Деревенские письмоносцы" (1927) Н. Павлова, иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1940) Б. Коржина, серия линогравюр "Заводские будни" (1953) В. Ветрогонского.


3-Й ЭТАЖ. АРХИТЕКТУРА
На третьем этаже музея, куда ведут марши Чугунной лестницы, украшенные рельефами и живописными панно с изображениями аллегорий живописи, ваяния и зодчества располагается, отдел архитектуры.


Отдел обладает огромным собранием проектных чертежей и рисунков, исполненных выдающимися зодчими В.И. Баженовым, А.Н. Воронихиным, А.Д. Захаровым, Д. Кваренги, К.И. Росси, К.А. Тоном, В.А. Щуко, А.В. Щусевым, И.А. Фоминым, а также уникальным собранием проектных моделей замечательных сооружений Петербурга. Сегодня это одно из лучших учебно-методических собраний в России: студенты архитектурных учебных заведений изучают историю отечественного зодчества и приемы исполнения проектов в различных видах графической техники. Формирование основного собрания отдела архитектуры относится к 1930-м годам, когда из ГПБ, ГРМ, Эрмитажа и многих других музеев поступили произведения выдающихся архитекторов.


ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ
В парадных залах торжественной анфилады, которая протянулась вдоль невского фасада, постоянно устраиваются тематические выставки. В основном это весенние выставки педагогов, дипломных и летних работ студентов Петербургской Академии художеств, многочисленные персональные выставки академиков и известных художников. С большим успехом проходят выставки из фондов. Они способствуют популярности коллекции.

Наиболее значимые из них: «Русский портрет XVIII-XIX вв. Живопись, графика, скульптура» (1993), «Диалоги изящных искусств: Петербург – Европа. Живопись, графика, скульптура, архитектура» (1994), «Екатерина II и Академия художеств. Живопись, графика, скульптура, архитектура» (1996), «Свободным художествам. 240 лет Академии художеств» (1997), «Императорские дворцы Санкт-Петербурга и пригородов» (Проекты дворцов и пригородных резиденций членов императорской семьи в Санкт-Петербурге второй половины XIX в.» (1998), «По странам Европы: выпускники Императорской Академии художеств за границей. Живопись, рисунок, архитектура, скульптура, гравюра» (2000), «Русские художники за границей. XX век.» (2001), «Немцы и Академия художеств. XVIII – начало XX в.» (2003).

На выставке 1998 года были представлены портреты Ремизова (1917), Тенишевой (1896), Бенуа (1878), "Девочка с букетом" (1878) Репина, Кустодиев своей знаменитой "Масленицей" (1918), Головин портретом Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Гуно "Фауст" - подлинным шедевром мастера. В процессе работы над выставкой многие произведения обрели своих авторов, были уточнены даты и названия. Однако все это могло кануть в вечность, если бы не помощь президента РАХ З.К. Церетели, который полностью финансировал выставку и частично ее каталог, ставший подлинным научным исследованием и способствовавший успеху выставки.


ВЫСТАВКИ ЗА РУБЕЖОМ
Располагая великолепными экспонатами, музей организовал ряд выставок за рубежом:

Санкт-Петербург глазами его архитекторов" в Клиссоне (1995); "Итальянские архитекторы в Петербурге" (1996) в Болонье; в Корее (1996) - "Путь к мастерству". Вместе с другими крупными музеями НИМ РАХ участвовал в большой международной выставке «Триумф барокко. Архитектура Европы 1600-1750 гг.» (в 1999-2001 гг. экспонировалась в Италии, США, Канаде, Франции); выставка «Строгановы. Дворец и коллекции русской знатной семьи» - в 2000 г. экспонировалась в двух городах США, а в 2003 г. – в Голландии, после чего демонстрировалась в Эрмитаже; «От мифа до проекта» - архитектурная выставка, посвященная творчеству итальянских зодчих в России от Екатерины Великой до Александра I, в 2003 г. прошла вначале в Швейцарии, затем ее показали в Эрмитаже; «Императорский Санкт-Петербург от Петра Великого до Екатерины II», 2004 г., Форум Гримальди, Монако; «Италия-Россия. Сквозь века. От Джотто до Малевича», 2004-2005 г., Скудерия дель Квиринале, Рим (с февраля по май 2005 .– ГМИИим.А.С.Пушкина в Москве).


ФИЛИАЛЫ МУЗЕЯ
"Особое направление работы музея Российской Академии художеств составляют мемориальные музеи-филиалы, посвященные выдающимся художникам-педагогам. Усадьба И.Е. Репина "Пенаты" - уникальный памятник великому художнику. Сюда приезжали Шаляпин и Горький, Стасов и Куприн, Гарин-Михайловский, Куинджи, Кустодиев и многие другие. Можно было бы сказать: "все побывали тут". В 1962 году дом и парк, разрушенные во время войны, были восстановлены. Экспозиция музея рассказывает о титаническом труде художника, жизнь его - беззаветное служение искусству.

С замечательной коллекцией, основу которой составляют произведения русских мастеров XIX - XX веков, можно познакомиться в музее-квартире И.И. Бродского. После революции собирательская деятельность Бродского становится частью многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощь многим художникам, о чем свидетельствуют его отношения с Кустодиевым и Филоновым. Среди живописных полотен, графических и скульптурных работ имеются подлинные шедевры: "Портрет С.П. Кувшинниковой" Левитана, натюрморты Головина и Шагала, акварели и рисунки Кустодиева и Врубеля, театральные работы Бенуа, Добужинского и Рериха, "Портрет Ф.И. Шаляпина" Григорьева и многие другие. Интересный раздел посвящен ранним произведениям самого Бродского.

Дом-музей П.П. Чистякова в Царском Селе посвящен художнику и педагогу, которого Репин, Суриков, Поленов, Серов, Врубель, В. Васнецов и многие другие замечательные мастера называли "Всеобщим учителем". Экспозиция музея отражает жизнь и творчество Чистякова. Специальные залы знакомят с педагогической системой Академии художеств второй половины XIX века, для создания которой так много сделал Чистяков.

В 1993 году открылась мемориальная мастерская-квартира Архипа Ивановича Куинджи. Все то, что Куинджи достиг как художник, все то новое, что он привнес в русскую живопись, он стремился передать своим ученикам. Среди них - Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов, составившие целую эпоху в истории отечественного искусства.


И, наконец, еще один небольшой мемориальный музей - мастерская Т.Г. Шевченко в здании Академии художеств. Она была открыта в 1964 году к 150-летию со дня его рождения. В этой комнате прошли последние годы жизни великого сына украинского народа, когда он, уже тяжело больной после длительной ссылки, вернулся в Академию.


Коллекция музея Академии - единственное в стране собрание произведений русской художественной школы в различных ее аспектах.


Имея своей основной целью - художественное образование, музей в то же время с первых лет выполнял и просветительскую функцию. Музей Академии художеств по существу - первый публичный художественный музей страны. Здесь бывали Пушкин и Достоевский, здесь "отдыхал душою" Гоголь, любовался "образцами силы душевной и телесной" Батюшков... Общество воспринимало музей как "богатство, на котором основаны все успехи бывших, нынешних и будущих воспитанников".

Текст составлен на основе материалов Е.Гришиной и В.Богдан.


версия для печати