«Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера». Выставка Вячеслава Зайцева в Музее Моды.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 28 февраля - 13 мая 2018 года
Место проведения: Музейно-выставочный центр «Музей Моды»
по адресу: Москва, Гостиный двор, Ильинка ул., д. 4, 1 подъезд.

Накануне 80-летия академика Российской академии художеств, знаменитого модельера Вячеслава Михайловича Зайцева в «Музее Моды» открылась большая персональная выставка маэстро моды, демонстрирующая все грани его творчества. Платья, костюмы, аксессуары, картины, эскизы, фотографии — множество уникальных, ранее не экспонировавшихся предметов из личной коллекции Вячеслава Зайцева и его модного дома.

Начало мировой славы.
«Тысячелетие Крещения Руси» — одна из ключевых коллекций в обширном списке достижений Зайцева. В 1987 году манекенщицы в костюмах, вдохновленных образами средневековой Руси и силуэтами из 1920-х, покорили публику на подиумных показах в Лондоне и Нью-Йорке. Получилась совершенно не советская коллекция даже с точки зрения технологии: все модели были выполнены вручную, что тогда было характерно только для европейских домов высокой моды. А головные уборы, созданные по мотивам древнерусских шлемов, быстро завоевали популярность и повлияли на повседневную городскую моду конца 1980-х.
К тому времени Зайцева хорошо знали в мире — с 1960-х его коллекции регулярно демонстрировались в США, Канаде, Японии, правда, без присутствия автора. Выезды модельера за рубеж начались только во второй половине 1980-х. В зарубежной прессе его называли Красным Диором. С легендарным отцом стиля нью-лук советского кутюрье сравнивали регулярно. Впервые сходство их взглядов отметили парижские журналисты в 1969 году.

«Рашен стайл».
Первую коллекцию Вячеслава Зайцева мир не увидел. В 1963 году юный модельер, попавший по распределению на швейную фабрику Мособлсовнархоза, предложил свое видение одежды для работниц села — платья и костюмы из красочных павловопосадских платков. Коллекция была с гневом отвергнута комиссией как вызывающая. В будущем модельер будет не раз возвращаться к той неоцененной идее и создаст не одну коллекцию с использованием платков и других исконно русских элементов одежды.
Например, в 2008 году Вячеслав Михайлович представил коллекцию «Истоки» (сезон осень-зима — 2008/2009), в которой легендарные платки с цветочным орнаментом легли в основу пальто. Носить их предлагалось с шапкой-ушанкой — не простой, а творчески переосмысленной: вязаной шапочкой, декорированной искусственным жемчугом и цветным орнаментом, с длинными ушками из натурального меха.
Элегантные девяностые.
В начале 1990-х с легкой руки своего друга Пьера Кардена Зайцев вводит в российскую моду новое понятие — pret-a-porter de luxe. Его модели по-прежнему сохраняют высокое качество материалов и высокую стоимость, но производятся уже не в единственном экземпляре, а ограниченной серией со стандартным модельным рядом. Коллекции становятся доступны в фирменных бутиках и дорогих универмагах.
В «Пробуждении» (1995–1996 годы) кутюрье делает акцент на своем излюбленном сочетании светлых и темных тонов, переосмысляя основные модные тенденции поздних 1980-х и ранних 1990-х.

Месяц над косой блестит.
Кокошник, название которого происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу или петуха, — один из самых живучих аксессуаров в истории отечественной моды. Этот головной убор пережил Петровские реформы, направленные на изменение городского и боярского костюма, в советское время стал неотъемлемым элементом визуального воплощения детских сказок, а сегодня переживает вторую молодость в гардеробах модниц.
Творчество Вячеслава Зайцева всегда тяготело к символике русского традиционного костюма. Для коллекции «Импровизация-3» кокошники были созданы совместно с дизайнером Натальей Чередой. Как говорит сам Зайцев, для него было важным показать возможность сочетания традиционных женских головных уборов и современного платья.

Привет Сальвадору Дали.
Высокая мода часто идет рука об руку с артом. Модели Эльзы Скиапарелли, Александра Маккуина, Жан-Поля Готье — не просто одежда, а произведения современного искусства. В России проникновение на подиум идей великих художников инициировал Вячеслав Зайцев. Например, на создание головного убора «Бабочки» его вдохновили работы Сальвадора Дали — великий сюрреалист часто использовал этот образ. В его исполнении бабочки пытаются улететь от настигающего их соцветия человеческих мыслей.
В рамках выставки запланированы лекции, мастер-классы, модные вечера и открытые мероприятия, посвящённые истории отечественной моды и великому мастеру Вячеславу Михайловичу Зайцеву.






версия для печати