Валерий Турчин. "Viva academia"



Попытки создавать подобия Академий в Средние века на Западе и на Востоке были робки, непоследовательны, скоротечны. Так было во Флоренции в 1227 году, когда Академию изящных искусств основал Брунетто Латини; в Палермо в 1300 году при Фридрихе II Сицилийском; в Тулузе, где в 1323 году возникла Academia des jeux floraux, а в западных землях центры гуманизма создавались при Карле Великом. Еврейские талмудисты, взяв примером Александрию, попробовали открывать центры своей премудрости в древних городах Месопотамии и Вавилонии; арабская же премудрость свила свои гнезда в Кордове и Самарканде при поддержке могущественных халифов. Однако этого было, конечно, мало, и такие очаги гуманизма быстро гасли. Важно было возродить дух античности, понять необходимость новых наук, философии и искусства как следующих по дороге знаний предшествующих времен. Во Флоренции и Риме в эпоху Ренессанса началось новое тысячелетие царства Академий, продолжающееся и поныне.

Каких их только не появилось! Помимо Академий наук или музыки - Академии медалей и надписей, Академии военные, медицинские, философские, богословские, коммунистические... Не говоря, само собой, о художественных. Были всевозможные Академии «растрепанных и рассерженных», Академии «отсевков», «лежебок», «боязливых», «путаников» и «сонь». Дальше - больше... Мир «Академий» постоянно пополнялся. Их создавали певцы, акробаты, бродячие артисты и шулера. Игорные дома во Франции могли называться «Academia des jeux». Однако же не о них речь, понятно... Не об этих «горе-Академиях», а о других, настоящих.

 
Фундамент для становления и развития многих Академий был заложен еще в древности. В платоновской Академии был ряд периодов, включающий и пифагорейский, когда много внимания уделялось математике, цифрам и геометрии. Само утопическое учение основателя Академии о «Государстве» подготавливало сознание к восприятию учений о социальных реформах и сословной иерархии. Медицина издревле считалась «вечным искусством». О «военном искусстве», с ним непосредственно связанном, и говорить не приходится. Ведь алтари в древней Академии были посвящены, что симптоматично, именно Афине-Палладе, умеющей при любых обстоятельствах постоять с оружием в руках за свое достоинство. Что же касается художеств, то значение их, как синтетических и непосредственно наследующих героизм мифологических эпох, тут яснее ясного. Художникам, представляющих зримыми божеств и героев, предстояло знать, чтобы лучше справляться с делом своим, и «геометрию», и «анатомию», нередко не просто быть «патриотами», вдохновляя других, но и брать оружие в руки, овладев «искусством военным».

 
В XV-ХVI веках в Европе насчитывалось до двухсот Академий. Число же собственно художественных было невелико, тем не менее...

 
К 1560-му году в Риме образовалась Академия рисунка - Академия Св. Луки, существующая и поныне. С 1599 года ею заведовал Цуккари. Учебный план, им составленный, действовал до ХIХ века. Там по воскресеньям проводились лекции по анатомии (занятия в госпиталях), геометрии (перспектива), штудировали драпировки и рисовали со слепков. Основой обучения, как и в дальнейшем, являлся рисунок с образца и с модели. Академия создавалась в противовес «деградации искусств», наблюдаемой в период кризиса идеалов Возрождения.

 
В 1570-е годы все больше внимания уделяется союзу с наукой. Академии играют решительную роль в формировании эстетики маньеризма. Федерико Цуккари в трактате «Идея скульптуры, живописи и архитектуры» 1607 года говорит о «внутреннем образе», требующем не «imitare» передачи действительности, а «ritrare», как ее следует видеть. Основой для этого может послужить рисунок. Многие маньеристические тенденции становились основой для формирования эстетики классицизма. Помимо Милана, Рима и Флоренции заметным становился город Болонья.

 
Инициатором создания Академии в Болонье выступила местная гильдия живописцев. Братья Карраччи в 1585-1586 годах основали «Accademia degli incfmmunati» («Академию вступивших на правильный путь») как частную школу. Она пользовалась успехом у молодежи и явилась во многом прообразом всех дальнейших учебных заведений, носивших имя «Академия». В ней устраивались конкурсы и выдавались премии, тут изучали анатомию и рисовали с моделей, одетых и обнаженных. Штудировали портретные головы, бытовые сцены, пейзажи. Много делалось подготовительных работ, собственно «академий», как их стали называть.

 
Здесь складывается концепция «правильных» традиций. Представление о них дает известный сонет, который приводит апологет этой школы граф Карло Мальвазиа, приписывая его Агостино Карраччи. Там говорится о том, что тот, кто хочет стать хорошим живописцем, должен рисунок изучить в Риме, светотень в Венеции, колорит в Ломбардии; у Микеланджело он может взять мощь его форм, у Тициана - их естественность, у Корреджо - чистый и возвышенный стиль, у Рафаэля - симметрию композиции, у Приматиччо - выдумку, у Пармиджанино - грацию. Казалось бы, перед учениками Академии представлена эстетика эклектики, но само творчество братьев доказывает, что это далеко не так. Они владели многими правилами, создавая искусство возвышенное, а порой и мистическое.

 
В сложении художественных концепций XVI века значительную роль сыграл любитель и меценат кардинал Агукки, друг Аннибале Карраччи и Доменикино. Он проповедовал априорную «идею красоты»; искусство, согласно ей, воплощает не то, что видит глаз (намек на Караваджо и его последователей), а то, что должно быть в идеале. От изучения натуры, исправляя ее «ошибки», облагораживая, отбирая лучшее, художник стремится к совершенству. Конечно, «практика» самих живописцев была сложнее такой «теории»; в ней находилось место эффектам света и тени, передаче трепета натуры. Эту Академию в 1632 году поддержал Сенат. Кроме того, в Болонье появились Academia di Pittori и Academia del Nudo. Академии появились в Генуе, Венеции (с 1539 г. Ассоциация живописцев), Модене. Миланскую возглавил в 1620 году Федерико Борромео из Рима. В ней обучалось 24 студента. Обучение было платным. Велось оно обычно в доме самого мэтра. Академии большей частью являлись оплотом контрреформации.


По римскому образцу основал свою школу в 1535 году в Гарлеме Карел ван Мандер. Этот фламандский мастер переехал в Голландию, стал учителем знаменитого Франса Халса. В его «Книге о художниках» он следует непосредственно за Вазари. Гарлемскую Академию в 1600 году возглавил Хендрик Гольциус. В 1662 году в Нюрнберге создается Академия живописи. Ее идеологом становится художник Иоахим Зандрарт. И если Вазари писал об Италии, ван Мандер - о Голландии, то этот автор издает в дополнение к ним «Немецкую Академию» (1675-1679).



Возврат к списку

версия для печати