1879 - 1897

1879. "Бесплатные вечерние курсы рисования для народа" преобразованы в "Педагогические курсы для приготовления учителей рисования с нормальною рисовальною школою и музеем учебных пособий". 1882. Устройство художественного отдела на Московской Всероссийской художественно-промышленной выставке.

1881. В залах Академии открыта "Художественная выставка за 25 лет", включавшая экспонаты для предполагавшейся в Москве всероссийской выставки. Она открылась в Москве в 1882 году как "Художественно-промышленная выставка".

1883. 28 марта. Торжественно отмечен 400-летний юбилей со дня рождения Рафаэля.

В программу Натурного класса введен "рисунок по памяти" - важнейшее нововведение, сохранившееся до наших дней.

Издание журнала "Вестник изящных искусств", посвященного истории художеств, с приложением "Художественные новости". Редактор А.И. Сомов. Этому периодическому журналу, издаваемому при поддержке Академии, предшествовали в XIX веке журнал Григоровича "Вестник изящных искусств", выходивший в 1823-1825 гг., а также отдельные издания, среди них - "Отчеты Императорской Академии художеств", альбомы и т.п.

1884. 24 июля. Открытие "Владимиро-Мариинского приюта" (ныне называемого Академической дачей) - усадьбы с парком на берегу реки Мста, под Вышним Волочком для летней практики учащихся Академии.

1884 и 1885. Из Академического музея, в поддержку провинциальных музеев, были переданы полторы сотни произведений (в Вильно, Ригу, Одессу, Саратов, Харьков). То же продолжалось и в дальнейшем. Всего, не считая Третьяковской галереи и Русского музея, до 1915 г. было отдано около 500 работ (одной только живописи) в различные музейные собрания.

1886. Утверждены "Правила о передвижных выставках императорской Академии художеств", своего рода конкурента передвижников, 1-я выставка в этом году прошла в Одессе, затем в Екатеринбурге, Риге, Казани, Симбирске и др. городах. Последняя выставка - 1888/89 года.

1887. Июнь-сентябрь. Академия организовала Художественный отдел на Сибирско-уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге.

29 ноября. В залах Академии открылась посмертная выставка произведений И.Н. Крамского, портретиста, художественного критика, теоретика искусств.

1889. Конференц-секретарем Академии назначен известный ученый нумизмат граф И.И. Толстой. По распоряжению Александра III он практически готовил реформу и новый Устав Академии художеств.

1889-90. Под наблюдением и на средства Академии отреставрирована Федоровская часовня в Переславле-Залесском. Принято решение о реставрации Мирожского монастыря близ Пскова и Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Вышло постановление правительства о том, что вопросы реставрации памятников старины должны согласовываться как с Археологической комиссией, так и с Академией художеств.

1891. Ноябрь. В залах Академии выставки Репина и Шишкина.

1893. Февраль. Большая персональная выставка работ М.М. Антокольского. В 1871 - удостоен звания академика, 1880 - профессора, 1893 - действительного члена Академии художеств.

15 октября. По решению Александра III проведена реформа Академии. Конференц-секретарь Академии, археолог И.И. Толстой получил задание от царя "переменить все... передвижников позвать". Александр III утвердил новый Устав. Академия была разделена на собственно Академию художеств и Высшее художественное училище, между собой тесно связанные. Первая - "Собрание" и "Совет" - объединяла почетных и действительных членов, наиболее крупных известных художников, ученых, историков искусства, меценатов и присуждало эти звания, а также ведала вопросами художественной политики, поддерживали профессиональное образование и т.д. Высшее художественное училище-институт, где завершали учебу люди, получившие начальное образование в многочисленных художественных училищах, школах, студиях и т.п. В обсуждении реформы Академии принимали участие также и передвижники. Были созданы персональные мастерские, руководить которыми были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин, Маковский, Кузнецов и др. Новый Устав вступил в действие - с сентября 1894 г.

1896. Май. Организацией художественной части, "составом экспонатов" на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде ведала Академия художеств. Жюри отвергло два огромных панно - "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" Врубеля.

Декабрь. В залах Академии художеств показали первую в России выставку японского искусства.

1897. В Академии открылась "Весенняя выставка", впоследствии заменившая "академические выставки". Жюри на "Весенней выставке" выбирали сами художники, здесь было больше молодежи, учеников Репина и Куинджи - Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, А. Рылов, А. Остроумова-Лебедева и др. Первые четверо стали академиками в 1900-1910-е годы.



Возврат к списку

версия для печати