1798. Учрежден класс бесплатного рисования "для вольноприходящих людей разного звания".

1799. 26 февраля. В.И. Баженов, назначенный на должность вице-президента, внес проект улучшения образования учащихся и упразднения воспитательного училища. Из-за смерти автора проект не был реализован.

1800. 23 января. Назначение президентом Академии графа Александра Сергеевича Строганова, мецената, коллекционера и знатока искусств. В его дворце на Невском проспекте академисты имели возможность копировать шедевры живописи. Из собственных средств он помогал ученикам. 1800-1811гг. - Строганов привлек к работе в Академии лучшие художественные силы России, расширил преподавание научных предметов. Введены оптика, перспектива, эстетика или теория чувствований, производимых изящными искусствами; теория изящных искусств, теория аллегорий и эмблем. Иногда время его президентства называют "золотым веком" классицистической академии.

Июнь. Учреждение медальерного класса под руководством К.А. Леберехта, медальера и гравера. По письму президента для преподавания в классе архитектуры принят академик А.Н. Воронихин, с 1802 - профессор, автор проекта и строитель Казанского собора в Петербурге.

22 ноября. Указ правительствующего Сената "для построения Казанской церкви <...> составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту <...> графу Строганову, <...> вице-президенту советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". Среди скульпторов, работавших для собора, академики И. Мартос, В. Демут-Малиновский, Ф. Щедрин, И. Прокофьев; живописное убранство исполнено адъюнкт-профессором В. Шебуевым, "назначенным в академики" А. Егоровым, выпускником Академии О. Кипренским, а также (в 1830-х гг.) К. Брюлловым и другими.

1801. "Попечением" Строганова осуществлен памятник Суворову работы М. Козловского, при участии А. Воронихина и Ф. Гордеева в проектировании пьедестала и его скульптурного декора.

1802. 17 ноября. В собрании Совета Академии художеств "читан полученный из правительствующего Сената указ, при котором препровождены высочайше конфирмованные в 22 день октября дополнительные статьи к Академическому уставу и новый штат Академии". Согласно статьям, "Академия долженствует заниматься проектами украшения столиц и городов", а все важные общественные сооружения препоручаются художникам, воспитанным в Академии. Последней предписывается задавать ежегодно программы для живописи и скульптуры, представляющие "великих мужей российских" или "изображение такого знаменитого происшествия, которое имело влияние на благо государства". Повышается возраст детей, принимаемых в Академию: от восьми до девяти лет. Академия должна "распространять попечение на воспитанников своих и после выпуска", обеспечить им "выгодное вступление в общество". Художник, учившийся в Академии и учредивший художественную школу в провинции, может просить о включении его в число "назначенных" в академики. Предполагается награждение на конкурсной основе за рисунки учащихся народных школ "во всем государстве".

1802-1805. Подготовка академической литейной мастерской к отливке скульптур для Казанского собора (отливались до 1811 года) и постройка для нее специального здания при Академии с усовершенствованным оборудованием.

С 1838 литейной заведовал скульптор П.К. Клодт, первый русский скульптор-анималист, автор конных групп на Аничковом мосту в Петербурге. Впоследствии здесь отлиты многие скульптурные монументы России XIX века.

1803. 22 мая. "Совет Императорской Академии художеств рассматривал прожектированные архитектором Томоном план и смету для построения при Санкт-Петербургском порте Биржевого зала и новой пристани с набережною".

1804. 26 февраля. Утверждение проекта Биржи архитектора Тома де Томона, профессора и академика. Постройка осуществлена в 1805-1810 гг. Учеников архитектурного класса положено посылать на строительство Казанского собора "каждую неделю два раза, а в случае важной какой-либо части сего строения и ежедневно от 6 до 11 часов утра". 1805. Назначение архитектора А.Д. Захарова, академика и старшего профессора Академии, "главным адмиралтейств архитектором".

1806. 23 мая. Утвержден проект перестройки Адмиралтейства, предложенный Захаровым. Осуществлен в 1806-1823. Скульптура выполнена академиком Щедриным и учениками Козловского по Академии И.И. Теребеневым, С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским.

1807. Получил звание академика исторический живописец А.Е. Егоров, блестящий рисовальщик, ученик И. Акимова и Г. Угрюмова, с 1812 - профессор.В 1830 году уволен со службы в Академии по личному распоряжению Николая I, стремящегося обновить состав академических педагогов молодыми талантливыми художниками.


1809. Начал преподавать в скульптурном классе академик скульптор С.С. Пименов. В 1814 - профессор. В 1830 уволен со службы в Академии

Июль. Художник 14-го класса А. Ступин, окончивший Академию в 1802 году, подает прошение Академии о своем желании продолжать обучение юношей в организованной им в Арзамасе художественной школе "под покровительством Академии". Совет "по рассмотрении успехов его учеников" наградил последних серебряными медалями, а Ступину дал звание академика, так как школа его есть "заведение <...> самое первое и дело в том краю необыкновенное, почему заводитель <...> заслуживает особливого награждения, для поощрения других ему подобных, к подражанию его примеру". Ступин же, "как уже состоящий под начальством Академии", должен представлять отчеты и работы учеников.
Помимо Арзамасской, Академия курировала другие школы, оказывая помощь в разработке программ, награждая наиболее способных учеников, снабжая школы учебными пособиями: отливками скульптуры, рисунками, гравюрами и т.п. В дальнейшем круг курируемых академией училищ расширялся.




Возврат к списку

версия для печати