4 ноября. Императрица "пожаловала" Академии "Привилегию и Устав". Первая определяла общественное положение художника, освобождение от податей и воинской службы. В зависимости от успехов в период учебы окончивший получал (или не получал) чин, который давал право на казенную должность и дальнейшую службу. Устав регламентировал внутренний распорядок и систему занятий.
1765. 25 июня. Избраны первые отечественные академики: В.И. Баженов, К.И. Головачевский, Г.И. Козлов и И.Е. Саблуков.

7 июля. "Инавгурация" (или посвящение) - в присутствии Екатерины II, наследника, членов Синода и Сената, дипломатического корпуса, "первейших художников российских и иностранных", служащих и учеников состоялись торжества в честь Академии художеств, закладки здания и церкви. Фасад и интерьеры были богато декорированы драпировками, шпалерами, статуями, картинами, зеленью. Всех одели в парадное платье. Младших, из Воспитательного училища, - "мышиного цвета" разных оттенков в зависимости от возраста. Старших учеников, "ремесленников" - синего цвета, "академиков", т.е. учеников последних специальных классов, - вишневого. "Господа академические адъюнкт-профессоры, профессоры, канференц-секретарь, советники, адъюнкт-ректоры, ректоры" - в кафтаны вишневого цвета с золотым шитьем. О торжествах информировали европейский художественный мир, главнейшие Академии Европы: парижскую, болонскую, флорентийскую, пармскую, датскую и мадридскую.

1766. Январь. Утверждение "факторской", т.е. лавки, уполномоченной покупать материалы за границей (первоначально в Голландии), продавать художественные принадлежности, а также работы учащихся. Вырученную сумму, за вычетом стоимости материала, отдавали автору.

Выставка в Академии художеств. Единственный дошедший до наших дней каталог датирован 1766 годом. На протяжении последующих лет выставки в Академии состоялись регулярно. В 1-й половине XIX века - раз в три года, затем, в основном, - ежегодно.


1767. За границу были направлены первые "пенсионеры" скульптурного класса - Ф.И. Шубин и Ф.Г. Гордеев.

1771. 10 марта. Блестящему портретисту, выдающемуся колористу Д.Г. Левицкому "поручен для обучения класс" (портретной живописи). Преподавал до 1788 г.

1772. Вышло в свет первое отечественное пособие, "для юношества, упражняющегося в рисовании" - "Изъяснение краткой пропорции человека" Лосенко. Впоследствии традиции теоретических работ "в пользу воспитанников Императорской Академии художеств", утверждающих стиль и метод классицизма, были продолжены: 1792 - "Рассуждение о свободных художествах, с описанием некоторых произведений Российских художников" (П.П Чекалевского); 1793 - "Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода" (И. Урванова) и др.

1773. Пенсионерами в Италию и Францию отправлены талантливые ученики скульптурного класса: М.И. Козловский, И.П. Мартос и Ф.Ф. Щедрин. По возвращении в Россию они, наряду с первыми "пенсионерами" 1767 года, составили славу отечественной скульптуры. Козловский, член миланской Академии художеств, создал памятник Суворову в Петербурге и др.; Мартос, с 1814 г. ректор, член антверпенской Академии художеств - памятник Минину и Пожарскому в Москве и др.; Щедрин, ректор с 1818 года - исполнил скульптурное убранство Адмиралтейства в Петербурге и др. Все они были профессорами, преподавателями в скульптурном классе. Особенно высоко ценили ученики Козловского.

1785. За границу отправилась группа "пенсионеров". Среди них Г.И. Угрюмов. По возвращении с 1791 г. он начал преподавать в "классе исторической живописи", с 1897 г. - академик, с 1800 г. профессор этого класса. С 1820 г. - ректор. Угрюмов воспитал многих исторических живописцев рубежа веков. Самый знаменитый из них - блестящий портретист О.А Кипренский. Учениками Угрюмова были сменившие его в историческом классе преподаватели А.Е. Егоров, В.К. Шебуев и А.И. Иванов.

1795-1797. Назначен президентом граф А.И. Мусин-Пушкин - известный собиратель древнерусских рукописей и коллекционер. В его собрании находился единственный экземпляр "Слова о полку Игореве". С 1797 по 1800 г. возглавлял Академию художеств французский дипломат, археолог, член Французской Академии, директор Императорской библиотеки, граф Мари-Габриэль-Флоран-Огюст Шуазель-Гуфье. Не зная русского языка, он "мало вникал в нужды Академии". При нем активную роль играл В.И. Баженов.




Возврат к списку

версия для печати