Члены РАХ – участники проекта «Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин» в рамках программы БРИКС в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 13 июня - 6 июля 2024 года.
Место проведения: Галерея Мастерская СХМ (Москва, Брюсов пер. 2/14, стр.1).
Официальное открытие проекта - 13 июня в 19:00.
Шестая выставка международного проекта «Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин» («Art unites the World. Boundless Pushkin») в рамках культурных мероприятий программы БРИКС, демонстрирует произведения девяти выдающихся художников современности, посвященные «солнцу русской словесности». В экспозиции представлены работы действительных членов Академии художеств СССР Гелия Коржева (1925-2012) и Олега Комова (1932-1994), академика и президента Российской академии художеств Зураба Церетели, членов-корреспондентов РАХ Алексея Жучкова, Геннадия Красношлыков и Татьяны Алексеевой, а также Максима Лытова, Антона Работнова и Энцо Розамаилия.
Александр Сергеевич Пушкин – безграничен, интернационален, его произведения нашли воплощение в различных видах искусства: изобразительном, литературном, музыкальном, а также на сцене театра, оперы и балета. Для художников Пушкин связан с понятием бесконечность в пространственном и временном плане. Кажется, что почти с рождения мы знакомимся с первыми персонажами сказок поэта, взрослеем с героями его поэм. На протяжении жизни открываем для себя новые смыслы его образов через знакомство с произведениями авторов, созданных по мотивам наследия Пушкина.
В экспозиции представлена модель памятника Пушкину и Гончаровой, который установлен в 2024 году в музее-заповеднике Полотняный завод. Авторы проекта – скульптор Олег Константинович Комов (1932-1994), архитектор Алексей Олегович Комов, а также архитектор Нина Ивановна Комова (1938-2022). Это произведение создавалось 25 лет (с 1989 г) и является результатом работы династии Комовых. Скульптурные образы проникнуты особым психологизмом и предчувствием драмы.
В живописном произведении Гелия Коржева (1925-2012) - одного из ярких представителей сурового стиля, изображена супружеская пара у зеркала. Необычна композиция парного портрета: герои в исторических костюмах первой трети ХIX века обращены спиной к зрителю. Жесты, экспрессия движения фигур напоминает современных близких художнику людей, его друзей. Автор создает эффект нашего присутствия в пространстве картины, сокращая дистанцию в два столетия. В этом произведении Коржев развивает тему взаимоотношения творца и музы и концепцию бесконечности процесса постижения личности поэта.
В этом году 90-летний юбилей отметил президент Российской академии художеств З.К. Церетели. Образ поэта, исполненный Зурабом Константиновичем в жанре парадного портрета в 1980-е годы, отличается красочностью колорита, мощной энергетикой, буквально, взрывающей плоскость холста. Экспрессия пастозных мазков передает сущность Пушкина, в которой сплавляются героизм, благородство и темперамент личности.
Бюст Пушкина Геннадия Красношлыкова 2012 года представляет неоклассицистичекое направление в современной скульптуре, демонстрирует мельчайшую проработку фактуры ткани одежды, курчавых волос, черт лица до мимических морщин, пронзительный взгляд поэта вызывает на поединок, победительницей в котором является безграничная гениальность.
Женский портрет «Пиковая дама» Татьяны Алексеевой вдохновлен произведениями художников русского авангарда начала ХХ века, театральными эскизами А. Экстер 1920-х годов, женскими портретами А.Тышлера и произведением П. Пикассо «Королева Изабо» из собрания Музея Изобразительных искусств имени Пушкина. Изображение подобно мозаики состоит из разноцветных геометрических фрагментов, олицетворяемый призрачным карточным замком, готовым рассыпаться в один момент и превратиться в мираж.
Неосимволизм нашел воплощение в трехчастной инсталляции из сланца и мрамора Алексея Жучкова. Центральная часть называется «Последний», посвящена последнему произведению Александра Сергеевича «Забыв и рощу и свободу…» 1836 года. Текст стихотворения нанесен на камень, в который вонзилась свинцовая пуля калибром 12 мм - точная копия той, которой был смертельно ранен поэт. При создании произведения использована пневматическая система, с помощью которой был произведён выстрел в мрамор. Это произведение символизирует конец жизненного пути и начало бесконечного и безграничного бытия Пушкина.

В подготовке выставки приняли участие: Российская академия художеств, Московский союз художников, Комитет по культуре МТПП, Ассоциация художников монументалистов, секция художников монументалистов, Мастерская СМХ, галерея современного искусства SNEG Gallery, Международная ассоциация поддержки искусства ОКСА проекты (Македония), Международный фонд Пушкина в Брюсселе.
Текст составлен на основе статьи искусствоведа Марианны Гнездиловой пресс-службой РАХ; автор фото экспозиции – Алексей Жучков.






версия для печати