Выставка «Эпифании» выпускницы Творческих мастерских РАХ Марии Смольяниновой в Казани

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 8 марта – 7 апреля 2024 года.
Место экспонирования: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» (Республика Татарстан, г. Казань).

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» представляет персональную выставку графики выпускницы Творческих мастерских Российской академии художеств «Эпифании Марии Смольяниновой». Автор работает в технике офорта, весьма трудоемкой разновидности печатной графики, которая технологически почти не изменилась с XVI века. В экспозиции представлено 12 серий работ мастера - «Январь в Крыму», «Московский регтайм», «Музыка Петербурга», «Вечный пейзаж» (серия отмечена дипломом Российской академии художеств) и последняя по времени серия 2023-2024 гг. – «Свияжск», впервые представляемая в таком объёме зрителю.
Мария Смольянинова – окончила МАХЛ РАХ и МГАХИ им. В. И. Сурикова, где училась в мастерской станковой графики у таких педагогов, как А.И. Теслик, А.А. Любавин, А.Б. Якушин. Прошла стажировку в Творческих мастерских графики Российской академии художеств в Москве под руководством А.Д. Шмаринова. Член Союза художников России, участник более чем 200 российских и международных выставок, 5 из них – персональные, в том числе в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», Нижегородском государственном художественном музее. Победитель IV Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» в номинации «Перспектива», победитель III Международной триеннале современной графики в Новосибирске в номинации «Традиционные технологии печатной графики», победитель 1 степени в номинации «Профессионал» II Международной биеннале печатной графики «Кубачинская башня», Республика Дагестан.

«Эпифании» – так определил работы художника Марии Смольяниновой известный российский историк и искусствовед Александр Мельник. Это греческое слово, имеющее множество значений, можно условно перевести как «откровение», способность увидеть в повседневности «дыхание универсума». Работы Марии, и технически и содержательно, казалось бы, бросают вызов многим «современным» видам искусства. Раскрывая видимые лишь художнику грани реальности, они призывают зрителя к остановке и внимательному вдумчивому восприятию в нашем мире бешеных скоростей и череды быстро приходящих и уходящих впечатлений, оставляющих пустоту.
«…Далеко не каждый художник способен оперировать этим весьма неторопливым гравировальным методом, подразумевающим несколько этапов чисто технической подготовки и значительных временных затрат, которые обусловлены технологией процесса…. Вне всякого сомнения, Мария Смольянинова уже заняла свою нишу в истории российской печатной графики. Она определенно заявила о себе как о зрелом, состоявшемся мастере, с самобытным, индивидуальным художественным почерком и богатым творческим потенциалом, который еще ожидает много стадий раскрытия…», – рассказывает Екатерина Климова, искусствовед, заведующая отделом гравюры XVIII – XXI вв. Государственного Русского музея.
«…Мария работает графическими сериями, в которых говорит о мимолетной красоте окружающего нас мира, о человеческой памяти, о ностальгии. Внимательный и чувствительный взгляд художника остро восприимчив к затаенной красоте жизни. Пространство в произведениях Марии приводится в движение потоками света, а внутри изображения мир выстраивается как музыкальная гармония. Каждая работа Марии – это рукотворный отпечаток воспоминания, прикосновение ее чувства к листу. Завораживающий эффект прикосновенности рождается благодаря использованию сложных техник гравирования и травления – акватинты, резерважа, мягкого лака, меццо-тинто, сухой иглы, которые нередко сочетаются водной работе. Мастерское владение техникой позволяет художнику передавать тончайшие вибрации оттенков – от непроглядных черных пятен до дышащих полутонов и пронзительной белизны листа…», – говорит Екатерина Скареднова, искусствовед Государственной Третьяковской галереи.
Управление информации (пресс-служба) РАХ на основе статьи Музея «Казанский Кремль»






версия для печати