Выставка «Последняя дуэль» Дмитрия Белюкина в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 10 февраля – 6 июня 2024.
Место экспонирования: Государственный музей А. С. Пушкина – Галерея ГМП (Москва, Пречистенка, 12/2).

Государственный музей А.С. Пушкина представляет выставку серии работ «Последняя дуэль» народного художника РФ, академика Российской академии художеств Дмитрия Анатольевича Белюкина, созданной в преддверии празднования 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина.
С выдающимся живописцем, мастером русского реализма Государственный музей А.С. Пушкина связывают многолетние профессиональные и дружеские отношения. Так, автор является членом Ученого совета музея, в фондах хранятся дары художника – его иллюстрации к пушкиниане. Тема дуэли, к которой обращается живописец, не раз привлекала художников. Однако такой крупномасштабный художественный проект был разработан и предпринят впервые. Живописные полотна, экспонирующиеся на выставке, посвящены трагедии на Черной речке. Они представляют собой подробный рассказ о событиях того рокового дня. На них мы видим Пушкина и К.К. Данзаса, отправляющихся к месту дуэли; секундантов, протаптывающих тропинку в глубоком снегу и обозначающих барьеры; Данзаса, дающего сигнал к началу поединка; Дантеса, стреляющего в поэта, и Пушкина, целящегося в своего противника…Тематика этих картин в точности соответствует воспоминаниям современников поэта – К.К. Данзаса, д’Аршиака, В.А. Жуковского, высказывания которых сопровождают работы Д.А. Белюкина. Уникальность этого проекта – не только в высочайшем исполнительском мастерстве художника, сумевшего создать яркие и психологически достоверные образы, но и в фотографической точности, с которой Д.А. Белюкин запечатлел мельчайшие черты той далекой эпохи – фрагменты петербургской архитектуры, статские костюмы, военные мундиры и т. п. Объясняя свое внимание к историческим деталям, Д.А. Белюкин писал: «Деталь в картине – признак мастера. <…> Ты кропотливо собираешь материал, сидишь в библиотеках, изучаешь историю, костюм, интерьер, нюансы эпохи. <…> А без этого труда картина будет неубедительна». Главной отличительной особенностью Д.А. Белюкина как живописца является высокая профессиональная требовательность к себе и своему творчеству. Искусствоведы называют его мастером больших и вечных тем. В своих работах он размышляет о смысле жизни, об истории России, ее прошлом и будущем.
Проект «Дуэль» – это результат глубоких знаний художника в области российской истории и пушкиноведения, тщательного изучения творчества Пушкина, воспоминаний современников и литературоведческих исследований. И, что особенно важно, это результат сотрудничества со Всероссийским музеем А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге и Государственным музеем А.С. Пушкина в Москве, которые предоставили Д.А. Белюкину уникальную возможность работать в мемориальных интерьерах и использовать для натуры подлинные музейные предметы и личные вещи поэта. Успех проекта также обусловлен многочисленными консультациями с исследователями бытовой культуры XIX века, специалистами по костюмам и военной форме. Благодаря этому «соавторству» серия живописных полотен, представленная на выставке, стала законченной и исторически выверенной хроникой последней дуэли поэта.
Пресс-релиз Музея






версия для печати