Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н.Овчинникова» в Третьяковской галерее

 

Другие выставочные залы


Даты экспонирования: 21 декабря 2023– 14 апреля 2024
Место экспонирования: 39-42 залы Государственной Третьяковской галереи (Москва, Крымский вал, д. 10)

Государственная Третьяковская галерея, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных почетным членом Российской академии художеств Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931-2021 гг.). 
Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, А.Н.Овчинников всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников. Разработанный и широко применявшийся им реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах – от приготовления красок и подготовки основы до «завершающих штрихов», в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, автор неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть в экспозиционном пространстве.
Работа над копированием фресок 1465 года в церкви Успения Богоматери в Мелётове под Псковом сопровождалась настоящим исследованием этих загадочных и необычайно сложных по составу и иконографии сюжетов. Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с житийной иконой Святителя Николая Чудотворца, которая современна росписи храма и доподлинно из него происходит. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь обращался к ней, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков.
География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Он много времени провел в Грузии, копируя фрески IX–XIII столетий в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в церквах Атени, Бетании и Ачи. В его копиях и кальках нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают специально подготовленные к выставке объемно-пространственные реконструкции.
На основе пресс-релиза музея






версия для печати