80 лет со дня рождения Валерия Яковлевича Левенталя (1938-2015)

 


Валерий Яковлевич Левенталь (1938-2015) – один из тех мастеров театрально-декорационного искусства, чье творчество определило лицо отечественной сценографии второй половины двадцатого – первых десятилетий двадцать первого века, содействовало ее авторитету на международной арене.

17 августа 2018 года мы отмечаем восемьдесят лет со дня рождения этого выдающегося деятеля культуры, академика Российской академии художеств, народного художника СССР, лауреата Государственных премий, профессора.
Закончив в 1962 году ВГИК, В.Левенталь стал художником-постановщиком нескольких кинофильмов, в том числе «Прощайте, голуби», но затем полностью посвятил себя театру.
Одной из первых театральных работ В.Я. Левенталя стала опера З.Кодаи «Харри Янош» в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, где сразу проявилась его художественная незаурядность, яркий живописный колористический дар, остроумие в использовании сценических средств.
В следующих работах художника – балетах С.Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта» в Новосибирском театре оперы и балета продолжились поиски органической взаимосвязи визуального и музыкально-драматического образов спектакля.
Масштаб таланта молодого сценографа с хорошей живописной школой и глубоким пониманием музыкальной партитуры сразу оценил главный художник Большого театра В.Ф.Рындин и пригласил его в свой театр. В 1965 году В.Я.Левенталь становится художником-постановщиком ГАБТ. Бесценный опыт общения с В.Ф.Рындиным и особенно с глубоко почитаемым С.Б.Вирсаладзе, соседом по мастерской в Большом театре, Валерий Яковлевич вспоминал с благодарностью до конца жизни.
Колоссальный заряд творческой энергии художника не позволил ему ограничиться только одним театром или одним жанром.
Он с одинаковой активностью работал как в музыкальном, так и в драматическом театре. Широта диапазона – типичная черта его деятельности. Ему доступны и спектакли гротескового, комедийного плана, и лирические, и трагические.
В.Я.Левенталь принадлежал к тем сценографам, которые всегда играют одну из главных ролей в творческом коллективе создателей спектакля. Известные режиссеры, в том числе Б.Покровский, В.Фельзенштейн, А.Эфрос, М.Ефремов, Ю.Григорович, Г.Купфер, М.Захаров, В.Плучек в совместной работе ценили его как яркую творческую личность со своей определенной художественной позицией.
Полувековое служение театру изобилует замечательными декорационными достижениями. Среди них - «Семен Котко», «Игрок», «Обручение в монастыре» С.Прокофьева, «Мертвые души», «Дама с собачкой» Р.Щедрина, «Отелло» Дж.Верди, «Орлеанская дева», «Чародейка» П.Чайковского, «Князь Игорь» А.Бородина» в Большом театре; «Доходное место» А.Островского и «Женитьба Фигаро» П.Бомарше в Театре Сатиры; «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева, «Скрипач на крыше» Д.Бокка, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» В.- А.Моцарта в берлинской «Комише Опер»; «Женитьба» Н.Гоголя в Театре на Малой Бронной; «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича в Театре оперы и балета Варшавы; «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» А.Чехова в МХАТе; «Мария Стюарт» Ф.Шиллера и «Школа злословия» Р.Шеридана в Малом театре, «Сказки Гофмана» Ж Оффенбаха в Музыкальном театре им. С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Сценографический стиль мастера отличается благородным сочетанием замечательных традиций русской школы живописной декорации и своеобразным, очень личным преломлением новаторских поисков шестидесятых годов прошлого века.
Тридцатилетняя работа в Большом театре, в том числе семь лет в должности главного художника, показала, что кроме уникального таланта, он обладал редким чувством ответственности, мудростью, конструктивной организованностью, доброжелательной требовательностью. В длинном ряду оформленных им музыкальных спектаклей в главном театре страны особое место занимают «Обручение в монастыре» С.Прокофьева и «Мертвые души» Р.Щедрина. Замечательные сюиты живописных эскизов к этим постановкам не раз становились украшением крупных выставок, в том числе академических.
По инициативе В.Я.Левенталя в 1992 году в Школе-студии МХАТ им. А.Чехова было создано отделение, готовящее художников-постановщиков театра, где он стал первым руководителем. За время не слишком продолжительной, но очень эффективной педагогической деятельности Валерий Яковлевич воспитал целую плеяду молодых сценографов, которые ныне ярко и истинно профессионально работают в сценическом искусстве. А некоторые из них тоже стали педагогами, продолжив тем самым традиции мастера.
На протяжении всего творческого пути, и особенно в последние годы, художник большое внимание уделял станковой живописи, прежде всего натюрморту, интерьеру, портрету. Его живописные произведения неоднократно выставлялись в художественных галереях США, где он жил, в основном, в последние годы. При этом Валерий Яковлевич не переставал до самого конца жизни активно работать в российских театрах, как музыкальных, так и драматических, а также с пристальным вниманием относиться к событиям художественной жизни нашей страны, участвовать в научной деятельности Академии художеств.
На академической выставке «Второе дыхание. Художники театра и кино вне сцены и экрана» (2016) живописные полотна В.Левенталя произвели огромное впечатление и на специалистов, и на широкую публику.

Полномасштабная выставка произведений В.Я.Левенталя, посвященная его восьмидесятилетию, откроется 9 октября 2018 года в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. В ее экспозицию войдут театральные работы художника разных лет из нескольких музеев и частных собраний, а также живопись и графика.
17 октября 2018 года в Российской академии художеств состоится научно-творческая конференция «Творчество В.Левенталя и традиции живописной декорации».
 
 Из выступления В.Я.Левенталя (2014):
«Среди самых больших и серьезных впечатлений моей жизни оставил тот период, когда по соседству со мной в Большом театре в своей мастерской работал Симон Багратович Вирсаладзе. Я считаю его одним из последних представителей той живописной школы, которая была создана в России. Он был последним в мире нашего искусства, кто понимал красоту поверхности, красоту форм. Я видел, как он часами работал над эскизом, потому что эскиз – то главное, что мы даем театру. Вирсаладзе, работая над эскизом, добивался того, что потом осуществлял на сцене».

Б.А.Мессерер о В.Я.Левентале (2015):
В моем представлении Валерий Левенталь достиг общепризнанных вершин в декорационном искусстве во многом потому, что его творческие интересы выходили за рамки театра. Он был прекрасным художником, в том числе в станковой живописи. И его декорации – подлинные живописные произведения. Когда мы смотрим на эскизы декораций Левенталя, мы восхищаемся не только проникновением в музыкальный, исторический, литературный строй оформляемого им произведения, но и высочайшей изобразительной культурой. Его декорационные решения свободны и органичны.
Я видел много спектаклей в разных театрах в сценическом решении Валерия Левенталя. В совместной работе с самыми разными по художественному почерку режиссерами он, даже подчиняясь в какой-то степени режиссерской концепции, умел оставаться самим собой, в любое решение вносил мощное живописное начало, яркую индивидуальность».

 

Отделение театрально- и кинодекорационного искусства РАХ






версия для печати