Межинститутский семинар «Пластические доминанты в скульптурной форме (1960 – 2010)» в НИИ РАХ.

 

«Пластические доминанты в скульптурной форме (1960 – 2010)» - межинститутский семинар с таким названием прошел 20 июня 2018 года в Отделе теории искусства Института теории и истории изобразительных искусств РАХ.

В последние десятилетия выпущено немало трудов по истории скульптуры разных регионов Европы и России. Однако нет целостных исследований, которые показали бы, как эволюционирует язык скульптуры, как он модифицируется и видоизменяется. Скульптура последних десятилетий притягивает к себе и инсталляцию, и объекты, и архитектуру. Хорошо было бы написать исследование под названием «Морфология скульптуры». Оно могло бы проанализировать под одной обложкой разные ипостаси скульптурных форм.
В ХХ веке в сфере пластики проявляют себя и неоклассика, и реализм, и сюрреализм, и романтическая линия, и, конечно же, концептуализм. Большинство выступивших на семинаре обнаружили переклички в этапах развития языка скульптуры России и Европы.
Такие переклички, в частности выявляются при анализе творчества народного художника России, академика РАХ Александра Николаевича Бурганова. Сам скульптор также присутствовал на семинаре, интересно выступал, делился своими размышлениями о судьбах скульптурной формы в современном мире. По мнению присутствующих, творчество А.Н.Бурганова вобрало в себя самые разные ипостаси. Для его произведений характерна метафоричность, аллегория, символика, смелый эксперимент. Он автор и классических работ, и произведений остро модифицирующих привычную фигуративность. Художник часто рассекает форму, раскрывая ее динамику, стараясь воплотить излюбленные темы своего творчества: свободу и заточение, пламенный порыв и безысходность.
Что касается современной европейской пластики, были отмечены такие доминанты ее языка: частый отказ от прямого высказывания, тяга к сложной опосредованности восприятия. Момент недосказанности, момент «пропуска» -то есть своеобразный эквивалент открытой формы.
Как было продемонстрировано на большом экране, один из сильных векторов современной скульптуры – это оживление материала, оживление модели. Преображение и оживление – главные приемы, задающие магию языка новейшей пластики.
Также часто скульптура стремится к мистериальному воздействию. Это ведет к исчезновению психологизма, однако потенцирует такие стороны восприятия как ПРЕБЫВАНИЕ, как отсутствие аналитики. Вот эта способность пластики «быть окликнутой Бытием» (М.Хайдеггер), воздействовать непосредственно магией камня, бронзы, мрамора, дерева позволяет ей «остановить» человека. Вырвать его из суеты. Перефокусировать индивидуальное зрение на фундаментальные стороны бытия и культуры.
Неисчислимое множество современной городской скульптуры создаётся для того, чтобы удивлять, эпатировать сознание. Осознавая, что часто перед нами – «скульптурный фокус», «абсурдное изобретение», можно констатировать, что и такие произведения сбивают ИНЕРЦИЮ ВОСПРИЯТИЯ. Заставляют сознание пройти не по привычному лекалу, а будят воображение, фантазию, научают видеть мир в новых ракурсах, в необычных измерениях.

На семинаре выступили народный художник РФ, академик РАХ А.Н.Бурганов, заведующий Отделом теории искусства НИИ РАХ академик РАХ О.А.Кривцун, член-корреспондент РАХ С.И.Орлов, доктор искусствоведения В.Г.Арсланов, доктор философских наук О.Б.Дубова, заведующий кафедрой эстетики МГУ им. М.В.Ломоносова Е.А.Кондратьев, кандидат философских наук О.В.Беспалов, кандидат философских наук С.С.Ступин.


О.А.Кривцун, член Президиума Российской академии художеств






версия для печати