Выставка «Футбол и не только» в ГТГ.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 9 мая - 11 сентября 2018 года
Место проведения: Новая Третьяковка, зал 24 и залы экспозиции (Москва, Крымский Вал, 10)

Выставка скульптурных и живописных работ 1920-х — 1990-х годов из собрания Третьяковской галереи приурочена к главному спортивному событию лета —Чемпионату мира по футболу — 2018.

Еще в конце XIX — начале ХХ столетия спорт был занятием исключительно аристократов и состоятельных людей. В ХХ веке ситуация изменилась — в советской России первых послереволюционных десятилетий развивался спорт высоких достижений, а физкультура стала популярной и массовой формой досуга. Тема спорта становится одной из главных и в изобразительном искусстве.
Произведения, включенные в состав выставки, располагаются в залах постоянной экспозиции, часть работ также представлена в холлах музея. Проект опирается на обширную коллекцию произведений на спортивную тематику и знакомит посетителей с уникальными, редко экспонирующимися скульптурами, отличающимися необычными пластическими решениями, такими как «Прыжок с шестом» (1952) И.М. Чайкова, «Пловчиха» (1973) А.Г. Пологовой, «Гонка по песчаной дорожке» (1983) Я. Соанса, «Футбол» (1983) О.Б. Косткевича. В экспозицию также включены произведения, которые давно считаются скульптурной и живописной классикой: «Девушка с веслом» (1934–1935) И.Д. Шадра, «Физкультурница» (1947) М.Г. Манизера, «Хоккеисты» (1971) И.М. Чайкова, «Вратарь» (1934) А.А. Дейнеки, «Пушбол» (1931) П.В. Кузнецова, «Девушка с ядром» (1933) А.Н. Самохвалова. Выставка позволяет оценить значимость темы спорта в общей картине художественной жизни.
В 1920–1930-е годы многие художники были увлечены идеей как можно ярче выразить в искусстве дух современности. Именно занятия физкультурой и спортом, которые приобрели в это время массовый характер, стали одной из знаковых черт эпохи. В эти годы проводились торжественные физкультурные праздники, парады, соревнования. И едва ли не главным их участником стала женщина, представительница нового общества. В изобразительном искусстве появился новый типаж – молодая женщина, работница и спортсменка. Эта тема привлекала художников своей новизной и открывающимися пластическими возможностями. Такие произведения, как «Девушка с веслом» И.Д. Шадра, «Физкультурница» М.Г. Манизера, «Девушка с ядром» А.Н. Самохвалова, статуэтки Е.А. Янсон-Манизер, утверждали новый образ женщины, отражали новый стиль жизни и воплощали идеал красоты, включавший в себя хорошо тренированное тело.
В искусстве ХХ века выделяется ряд художников, в чьем творчестве тема спорта – одна из важнейших, в которой они проявили себя наиболее ярко. Александр Дейнека (1899–1969), сам спортсмен, много игравший в футбол, занимавшийся плаванием и боксом. Как и многие ОСТовцы (художественное объединение «Общество художников-станковистов»), художник стремился передать динамику «века скоростей», но изображая не только машины, поезда и самолеты. Главную роль он отводил человеку, а одним из важных аспектов современной жизни считал спорт. В картинах на тему спорта Дейнека создал особый жанр: в них нет ни сюжета, ни характеров в традиционном смысле слова. Фигуры спортсменов не просто пребывают в движении – они стремятся вперед и отрываются от земли, преодолевая силу тяготения. Дейнека, прекрасный график и живописец, пробовал себя и в пластике. Некоторые мотивы его скульптур – общие с его же рисунками и картинами. Так, на выставке тема футбола представлена сразу тремя произведениями А.А. Дейнеки, выполненными в разных техниках: многофигурная композиция из дерева «Футболисты» (1950), рельеф из меди «Футболисты» (1948–1955), а также живописная работа «Вратарь» (1934), один из шедевров в истории отечественного искусства. Особое композиционное решение этого произведения выразительно подчеркивает динамику и экспрессию спортсмена.
Наряду с произведениями А.А. Дейнеки важнейшими в скульптуре о спорте стали работы И.М. Чайкова (1888–1979), который был настоящим фанатом спортивной темы. Он находил редкие выразительные приемы, чтобы показать азарт соперничества и командный дух в играх, будь то волейбол, хоккей или футбол. Скульптор брался за особенно трудные пластические задачи и изображал ситуации и моменты, которые передать в скульптуре до него никто не осмеливался как, например, в композициях «Прыжок с шестом» (1952) и «Пловчиха» (1959).
В середине ХХ века появился новый тип произведений на спортивную тему – портреты чемпионов. Художники предпочитали изображать их во время тренировок и соревнований. Моделями скульпторов стали конькобежка Мария Исакова, наездница Елена Петушкова, гимнастка Ольга Корбут, победы которых принесли славу советскому спорту. Неизменным образцом для мастеров ХХ века оставалась древнегреческая пластика – статуи атлетов, портреты победителей общегреческих Олимпийских игр. Возрождение олимпийского движения на рубеже XIX–XX веков с новой силой оживило классические античные идеалы. Воспоминанием об этой эпохе навеяны работы М.В. Переяславца (род. 1949) — «Марафон» (1980) и «Толкатель ядра» (1981), создававшиеся к Олимпийским играм 1980 года в Москве. Скульптор отдает дань общему увлечению античной традицией, но при этом его фигуры выглядят более экспрессивно, ему ближе стилистика спортивных сцен, изображенных на древнегреческих вазах. Московская Олимпиада в целом оказала значительное влияние на советскую культуру того времени.
Выставка позволяет проследить, как менялись тенденции в советском и российском спорте и какой вид физической активности был популярен в то или иное десятилетие. Так, например, тема витража А.А. Дейнеки «Баскетбол» была выбрана художником не случайно. В 1950-х советский женский баскетбол стал одним из сильнейших в мире. Завоевав в 1959 году звание чемпионов мира, а в следующем — Европы, наши спортсменки сделали эту игру символом успеха всей страны. В «Баскетболе» художник использовал необычное сочетание различных техник монументального искусства: витража, скульптурного рельефа, живописи. В 1970-х годах, когда советские хоккеисты несколько раз подряд выигрывали чемпионаты мира, И.М. Чайковым была создана скульптура «Хоккеисты» (1971). Это поздняя работа мастера. Два спортсмена скрестили клюшки, и на мгновение их фигуры переплелись в борьбе за шайбу. До сих пор этот образ воспринимается как своеобразная эмблема хоккея.

Подробнее: www.tretyakovgallery.ru






версия для печати