Борису Асафовичу Мессереру - 85

 

15 марта 2018 года исполняется 85 лет выдающемуся художнику, одному из патриархов отечественной сценографии, Народному художнику РФ, академику-секретарю Президиума Российской академии художеств по театрально- и кинодекорационному искусству, лауреату Государственных премий РФ  Борису Асафовичу Мессереру.

Борис Асафович Мессерер –  человек яркого, полифонического  таланта, с успехом работающий в театрально-декорационном искусстве, выставочном дизайне, живописи, графике, архитектуре, в последние годы еще и в  скульптуре и литературе.

Он принадлежит к лидерам новой волны шестидесятников, отказавшихся от ставших к тому времени рутинными повествовательных принципов оформления театральных постановок. Возродив некоторые сценографические тенденции 20-30 годов прошлого века, эти молодые художники выработали новый стиль концептуальных декорационных решений, отличавшихся  широкой художественной свободой и современным звучанием. Сегодня эскизы декораций и макеты к тем новаторским спектаклям стали классикой  театрально-декорационного искусства.
К выдающимся произведениям отечественной сценографии, повлиявшим на ее дальнейшее развитие, относится  декорационное решение балета «Кармен-сюита» Ж.Бизе-Р.Щедрина в ГАБТе, созданное Борисом Асафовичем в 1967 году.
   
Участие Б,А.Мессерера в создании спектакля, как правило, гарантирует интерес к будущей постановке;  его сценография  всегда неординарна  и играет значительную роль в образном  сценическом  решении пьесы. Он сотрудничает с крупнейшими режиссерами, используя богатый арсенал выразительных средств, избегая фальши и творческого догматизма.
Многие  театральные работы  Б.Мессерера «не стареют», продолжая десятилетиями адекватно  существовать  на сценической площадке.
   
Среди  наиболее известных сценографических произведений  Б.А.Мессерера: «Назначение» А.Володина, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана в Театре «Современник»; «Светлый ручей» Д.Шостаковича в ГАБТе; «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А.Линдгрен, «Самоубийца» Н.Эрдмана в Театре Сатиры; «Дальше – тишина» В.Дельмара  в Театре им. Моссовета; «Принц и нищий» по М.Твену, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому, «Привидения» Г. Ибсена   в МХАТе; «Левша» Б.Александрова  в Театре оперы и балета им С.М.Кирова, Ленинград; «Спартак» А.Хачатуряна   в Театре оперы и балета, Ереван; «Три возраста Казановы» М.Цветаевой в Театре им.Евг.Вахтангова; «Фауст» по И.-В.Гете  в Театре на Таганке, «Синяя птица» М.Метерлинка в Центральном театре кукол им. С.В.Образцова, «Школа жен» В.Мартынова в Театре «Новая опера».
   
Борис Асафович – известный мастер современных выразительных инсталляций, в том числе «Реквием по Венедикту Ерофееву», «Сказка о дожде», «Обыск».
Выставочный дизайн занимает  в деятельности Б,Мессерера значительное место. Он – автор художественно-пространственных решений   десятков   выставок в ГМИИ им. А.С.Пушкина,  в том числе -  «Москва – Берлин», «Русский придворный костюм», «От Джотто до Малевича», «Воображаемый музей». К ним нужно добавить имевшие особый успех выставки «Художники Большого театра за 225 лет» в ЦВЗ (совместно с С.Бархиным), «Сто и двенадцать стульев» в Государственном историческом музее, «Ситцевая Россия» в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве и в  Мелузе во Франции.

Станковая живопись, акварели и  крупноформатные, созданные в уникальной авторской технике, многослойные цветные офорты Б.Мессерера  постоянно экспонируются на выставках, в том числе в ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Академии художеств, и всегда вызывают восхищение  четко выверенной конструктивностью, изысканностью скупой цветовой гаммы.

В 2013 году он стал автором скульптурного памятника Б.Ахмадулиной в Тарусе.
Новым видом приложения творческих сил в последние годы стала для Бориса Асафовича область мемуарной литературы. В книге «Театр Бориса Мессерера» он размышляет о специфике работы над спектаклями на протяжении всей своей жизни, о сотрудничестве с режиссерами, актерами, о театрально-художественной среде.  Среди его литературных произведений особенно большой  резонанс получила книга   воспоминаний «Промельк Беллы», изданная в 2016 году.        Воспоминания содержат уникальные свидетельства общественно- политической, театральной, художественной жизни страны второй половины 20 и первых десятилетий 21 веков. В 2017 году эта книга завоевала  литературную Премию имени А.С.Пушкина.

Б.А.Мессерер - лауреат престижной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», а также обладатель  Золотой   медали и Ордена «За служение искусству»   РАХ, Серебряной медали Международной выставки  Квадриеннале сценографии  в Праге, государственных наград.  

Юбилей Б.Мессерера – значимое событие не только для изобразительного искусства, но и для самых широких общественных кругов России. Он является знаковой фигурой в истории художественно-демократического движения страны 20 века. К нему тянутся умные и неординарные личности, он умеет оценить, подхватить и развить любую разумную талантливую идею. Авторитет Б.А.Мессерера в среде российской интеллигенции необычайно высок.







версия для печати