Полугодовой академический просмотр 2017/2018 учебного года в МГАХИ им. В.И.Сурикова при РАХ

 

1 и 2 февраля 2018 года состоялся полугодовой академический просмотр учебно-творческих работ студентов МГАХИ им.В.И.Сурикова ректоратом и профессорско-преподавательским составом Института при участии членов Президиума и специалистов Российской академии художеств.

Комиссия, возглавляемая ректором МГАХИ, вице-президентом РАХ Любавиным А.А. и и.о.Президента РАХ Калининым В.Г., ознакомилась с итогами работы за первое полугодие 2017/2018 учебного года на творческих факультетах вуза: графическом, живописном, архитектурном и скульптурном.

Начался просмотр с Факультета графики (Лаврушинский пер., 15). Были представлены работы 120 обучающихся с первого по пятый курсы.

Особое внимание было уделено учебным работам студентов начальных курсов – 1-го и 2-го, численность которых составляет 50 человек. На первых курсах под руководством профессоров института Малого В.М., Суворова А.Б., Аверьянова В.В., Мазурина Г.А. и других преподавателей студенты осваивают курсы станковой графики, офорта, литографии, линогравюры, общий курс шрифта, ознакомительные курсы книги и плаката, изучают различные техники и технологии графических материалов.

По предмету «Живопись» студенты выполняют согласно учебному плану различные этюды головы и поясной портрет по заданию 1-го курса и обнаженную модель в различных цветовых средах по заданию 2-го курса. При оценке комиссией заданий по живописи, развернулась острая дискуссия, предметом которой явилась техника выполнения студентами художественных работ. Учебные работы выполняются темперой и акварелью, работа в технике масляной живописи не ведется. Это вызвало недоумение у некоторых членов комиссии. Было дано разъяснение, что живопись маслом не предусматривается учебной программой этих курсов.

На просмотре также были представлены учебные творческие мастерские, на которых с 3-го курса начинается специализация студентов: мастерская станковой графики под руководством профессора Теслика А.И., мастерская искусства графики и плаката под руководством доцента Левшуновой Л.Я., мастерская искусства книги под руководством профессора Иванова Ю.В.

На старших курсах факультета преподавание ведут профессора Теслик А.И. (рисунок), Любавин А.А. (композиция), Иванов Ю.В. (живопись), Суворов А.Б. (работа в материале), Аввакумов М.Н. (графический дизайн) и др.

На факультете действуют мастерские офорта, линогравюры, литографии (проф. Суворов А.Б., ст.преп. Якушина Ю.А., ст.преп. Смирнова Е.Б.), а также кабинет техники и технологии графических материалов (проф.Аверьянов В.В.).

Начавшееся еще в ходе просмотра обсуждение, было уже более обстоятельно проведено членами комиссии при подведении итогов. Открывая совещание по обсуждению результатов состоявшегося просмотра на факультете графики, ректор института, вице-президент РАХ, профессор Любавин А.А. поблагодарил многочисленную делегацию членов Президиума Российской академии художеств, специалистов и представителей отделений Академии за активное участие в мероприятии и конструктивные замечания, сделанные в ходе его проведения. Также он поблагодарил профессорско-преподавательский состав за работу, проделанную в первом полугодии этого учебного года, в том числе отметил активную деятельность молодых преподавателей.

Исполняющий обязанности Президента Российской академии художеств Калинин В.Г. обратил особое внимание на необходимость тесного взаимодействия института им.В.И.Сурикова с Академией, т.к. это обусловлено очень непростым и неоднозначным состоянием всей системы художественного образования на сегодняшний день. Среда, созданная на факультете, способствует высокому уровню профессиональной подготовки молодых художников-графиков. Оценивая итоги первого дня, он отметил общее хорошее впечатление от просмотра и в первую очередь от графических работ, выполненных в материале в различных техниках. Однако работы с натуры на младших курсах по заданию академического рисунка не всегда выразительны и, по-видимому, выполняются студентами без особого интереса. Также Калинин В.Г. подчеркнул важность рисования по памяти.

Вице-президент РАХ Худяков К.В., продолжая предыдущее выступление, призвал сохранять уникальность отечественной художественной школы, т.к. зарубежная школа в настоящее время очень снизила художественный уровень и не всегда и во всем должна являться для нас неоспоримым примером.

Профессор МГАХИ Гавриляченко С.А. считает необходимым сохранение и развитие академического рисунка в образовательном процессе. Также он отметил, что работа в технике темперы, гуаши и акварели являются традиционными для «суриковской» школы.

Главный ученый секретарь Президиума РАХ Кошкин О.А. отметил высокий уровень подготовки студентов-старшекурсников по предмету «Графический дизайн», в том числе по специальному рисунку, шрифтам, композиционному решению работ.

Профессор МГАХИ, член-корреспондент РАХ Аввакумов М.Н., подчеркнул, что главная задача данной дисциплины – научить студентов мыслить образно. Среди основных проблем он обозначил недостаточность технических средств, в частности персональных компьютеров.

В своем выступлении член Президиума РАХ Никонов П.Ф. выразил серьезную озабоченность тем, что просмотр показал большой качественный разрыв по курсу академического рисунка и выполнением работы в материале. В то время как работы, выполненные студентами в материале, несомненно, заслуживают высокой оценки, необходимо уделять больше внимания учебным заданиям по рисунку, т.к. академический рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и академическое рисование является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования.

Максимов Е.Н., профессор МГАХИ и вице-президент РАХ, отметил хорошие результаты работы станковой мастерской. Положительным моментом является большое разнообразие техник и художественных материалов в работе студентов. Большим профессиональным достижением являются офортные работы, линогравюры, эстампы, плакаты. Говоря о преподавании рисунка, он отметил, что необходимо больше внимания уделять деталям, т.к. приблизительность мешает развитию творческих способностей к рисованию. Обращаясь к предмету «Композиция», Максимов Е.Н. сказал, что она «несколько хромает». Студенты строят композицию недостаточно грамотно и правильно, необходимо развивать у них композиционное мышление.

Вице-президент Золотов А.А. отметил необходимость уделять постоянное внимания общему развитию студентов, созданию в Институте творческой атмосферы. Творческий вуз призван готовить всесторонне развитую личность, поэтому нужно поднимать культурный уровень молодых художников.

Продолжение академического просмотра состоялось 2 февраля в основном знании МГАХИ им.В.И.Сурикова в Товарищеском пер., 30, где располагаются творческие факультеты - живописи, скульптуры, архитектуры.

Началом работы комиссии стало посещение двух выставок работ студентов. Первая – выставка дипломных проектов выпускников Филиала Института им.В.И.Сурикова в г.Казани под руководством профессора МГАХИ Суховецкого А.Н., вторая – выставка рисунка обучающихся монументальной мастерской под руководством профессора МГАХИ Гавриляченко С.А.

Факультет «Архитектуры» является самым «молодым» среди других. На просмотре были представлены работы 92 студентов с первого по пятый курс обучения.

Преподавание на факультете ведется профессорами Трибельской Е.Г., Матюшиным А.Л., доцентом Биндеман В.Н., доцентами Леоновым О.А. и Петровым К.В. (рисунок), доцентом Голышевым А.А. (живопись), старшими преподавателями Томской М.С., Соковниной И.В., Кузнецовой Е.Н., Ефимовой и др.

Учебные работы студентов по архитектурной графике, задания «по отмывке», архитектурному проектированию были представлены заведующей кафедрой архитектуры, профессором Трибельской Е.Г.

Интерес комиссии вызвали работы студентов первого курса, выполненные по результатам обмерной практики в Москве на Крутицком Патриаршем подворье, которое представляет собой памятник архитектуры XVII века. Практика является совместной работой и приучает начинающих архитекторов работать в коллективе. Было отмечено, что для студентов старших курсов также регулярно проводятся экскурсии по архитектурным сооружениям с целью анализа архитектурного решения на месте.

На примере представленных работ было отмечено, что архитектурная графика, являясь одним из направлений изобразительного искусства, значительно отличается от художественной. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом. Архитектурный чертеж должен обладать двумя основными качествами - технической грамотностью и архитектурно-художественной выразительностью.

У студентов первого курса задание по архитектурному проектированию заключалось в сравнительном анализе ордерной системы памятников архитектуры и создании проекта остановок общественного транспорта. Задания для второго курса – проекты кафе, пристроенных к жилой застройке или находящиеся в структуре первых этажей здания. На третьем курсе студенты разрабатывают проекты малоэтажного многоквартирного дома и здания музея. Многоэтажный жилой дом и жилой квартал – задания по проектированию четвертого курса. Пятый курс – это проект театра с прилегающей территорией и внутреннее пространство общественного здания. Данное задание, как было отмечено членами комиссии, должно осуществляться с учетом детальной проработки акустических вопросов зрительных залов и устойчивости конструктивных элементов сооружения.

Высоко были оценены студенческие работы по шрифтам, которые по композиционному решению и качеству исполнения задания не уступали работам студентов графического факультета.

Руководством факультета было отмечено, что учебно-творческая деятельность их подразделения идет в тесной взаимосвязи со скульптурным факультетом. Это взаимодополнение позволяет студентам понять органическое единство скульптурного монумента с окружающим пространством и архитектурой и положительно сказывается на качестве учебных и дипломных проектов студентов и того, и другого факультета.

Контингент студентов, включая дипломников, обучающихся на Факультете «Скульптуры», составляет 65 человек. Подготовка проходит в мастерских под руководством профессоров МГАХИ - члена Президиума РАХ Рукавишникова А.И. и академика РАХ Переяславца М.В.

Комиссией при просмотре были отмечен высокий уровень работ по учебному рисунку (преподаватели рисунка – Боровской Н.И., Миронов А.А., Игнатов А.И.).

Высокий профессиональный уровень работ, выполненных в материале, а именно, задания по скульптуре - фигура человека 120 см, обнаженная фигура в натуральную величину, портрет в натуральную величину, рельеф обнаженной фигуры в натуральную величину, композиции на заданную и свободную темы и т.д., также был отмечен комиссией.

По скульптуре и композиции преподавание ведется профессорами Балашовым А.В., Кошелевым В.И. и преподавателями Мильченко С.Г., Долмогомбетовым Г.Ж.

Факультет «Живописи» является самым многочисленным в Институте. На нем проходит обучение порядка 370 российских и зарубежных студентов.

На начальных курсах преподавание ведут профессора Дубовик Н.А., Шильников С.Н., Лебедева Р.И., доценты Горский-Чернышов Н.А., Журов Е.П., Мясоедов В.П., старшие преподаватели Пак М.И, Ремнев А.В., Иващенко О.Г. и др.

На просмотре представлены мастерские станковой и монументальной живописи, театрально-декорационная, мастерская реставрации живописи под руководством профессора Сидорова В.М., профессора Суховецкого А.Н., профессора Шишкова Ю.А., профессора Максимова Е.Н., профессора Колупаева Н.В., доцента Салаховой А.Т., профессора Чербаджи Д.А.

Общие проблемные вопросы для всех живописных мастерских, а также специфика и особенности каждой из них были детально рассмотрены при итоговом обсуждении.

При подведении итогов просмотра трех факультетов (архитектурного, живописного и скульптурного) членами комиссии были сделаны следующие заключения.

И.о.Президента Калинин В.Г. в отношении факультета архитектуры положительно отозвался по поводу продуктивного, поступательного движения вперед, которое просматривается в развитии факультета. Он указал на четкость в организации учебного процесса.

Посещение учебных мастерских показало необходимость внимательно разобраться в имеющихся проблемах, послушать объяснения руководителей мастерских. Также он подчеркнул, что Академия, со своей стороны, будет внимательно наблюдать и активно участвовать в учебном процессе Института с целью достижения наибольшей эффективности подготовки молодого поколения художников – будущего нашего изобразительного искусства.

Член Президиума РАХ Никонов П.Ф. в своем обстоятельном выступлении затронул целый ряд важных и проблемных вопросов. Он заметил, что Институт прошел сложный период инновации и сохранил свое «лицо», удерживая при этом позиции ведущего творческого вуза. На начальных курсах очень хорошее впечатление на него произвели работы студентов мастерских Дубовика Н.А. и Ремнева А.В.

Анализируя работы учебных мастерских, Никонов П.Ф. обозначил в качестве проблемных следующие моменты: слишком темный фон во многих работах, однотипность работ – желательно видеть в работах студентов живописных мастерских черты творческой индивидуальности, копирование зачастую с некачественных репродукций или с электронных носителей, а не с подлинных работ.

Зав. кафедрой живописи и композиции МГАХИ, вице-президент РАХ Максимов Е.Н. поблагодарил коллег из Российской академии художеств, которые участвовали в данной просмотре и открыто обсудили состояние дел в институте. В связи с тем, что в настоящее время готовится проведение конференции, посвященной вопросам композиции, а также организация в ее рамках методической выставки, Максимов Е.Н. пригласил к участию в данном проекте Никонова П.Ф, Калинина В.Г и других художников и специалистов, занимающихся вопросами художественного образования. Поднятый ранее вопрос копирования он прокомментировал так, что далеко не везде (в музеях, памятниках архитектуры и др.) разрешено копирование. А копирование с плохих репродукций или с телефона – крайне нежелательные явление. Тем не менее, в летний период студенты факультета живописи ежегодно выезжают на копийную практику в Ростов Великий).

Толстая Н.В., директор НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, проинформировала о том, что в Институте из числа научных сотрудников создана и функционирует рабочая группа по взаимодействию с творческими образовательными организациями, в том числе и МГАХИ. Положено начало проведению мастер-классов по искусствознанию, лекций по живописной композиции. Она заметила, что имеются очевидные композиционные и анатомические «просчеты» в учебных студенческих работах.

Суворов А.Б., профессор МГАХИ, академик РАХ заметил, что общение при проведении просмотра было очень нужным и интересным. Также он заметил, что имеются существенные различия в работах, представленных на факультете графики и факультетах основного здания в Товарищеском пер.. Отдельно Суворов А.Б. отметил как очень удачные работы скульптурного факультета.

Золотов А.А., вице-президент РАХ в заключение проведенного двухдневного просмотра еще раз акцентировал тему необходимости близкого взаимодействия Института и Академии, совместного решения стоящих задач, чему в значительной мере способствует тот факт, что большая часть профессорско-преподавательского состава МГАХИ являются членами Российской академии художеств.

Ректор Института Любавин А.А. еще раз отметил значение для Института проведенного мероприятия, важность объективной оценки и конструктивных предложений со стороны Президиума Академии. Также, пользуясь случаем, он поблагодарил Президента РАХ Церетели З.К. за постоянное внимание к вопросам, касающимся сохранения и инновационного развития отечественной художественной школы, и в частности Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова, который постоянно чувствует себя частью Российской академии художеств и системы российского художественного образования в целом.

Управление по координации академического художественного образования



Возврат к списку

версия для печати