Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Коненкова. Профиль постоянной экспозиции, ключевые экспонаты

 

В настоящее время собрание музея насчитывает более пяти тысяч экспонатов.
В вестибюле расположен знаменитый автопортрет Коненкова (гипс, 1954), отмеченный Ленинской премией и портрет жены мастера Маргариты Коненковой (дерево, 1918) – один из наиболее утонченных и поэтических женских образов. Здесь же представлена выполненная из пней и корней оригинальная авторская мебель (кресла «Лебедь», «Сова», «Удав» и др.), в которой формы и образы  заимствованы из природы. Этот уникальный гарнитур является одной из достопримечательностей музейного собрания.

Основная экспозиция размещена в помещении мастерской. Здесь можно увидеть самые ранние произведения ученического периода: «Читающий татарин» (1893), «Камнебоец» (1897), работы «серебряного века»,среди которых произведения, вошедшие  в сокровищницу русской скульптуры, такие как «Бах» - жемчужины музея, где автор поднялся до необычайного по силе обобщения синтетического монументального образа, ряд композиций на тему «Паганини» , «Самсона».

Неизменный интерес посетителей музея вызывает знаменитая «Лесная серия», раскрывающая русский национальный характер и демонстрирующая высочайшее мастерство обработки дерева:  
 «Старенький старичок» (1909), «Лесовик» (1909), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Мы – ельнинские» (1942), рельеф «Пиршество» (1910) и др. Однако дерево в творчестве Коненкова было не только материалом для фантастических или сказочных образов. Мастерски используя его пластические свойства, скульптор создал полный обаяния портрет М.И. Коненковой (1918) и гармонически совершенную женскую фигуру «Магнолия» (1934).
 
За свою долгую творческую жизнь Коненков создал великолепную галерею портретов своих современников, выдающихся представителей мировой культуры и науки, в которых проявился его необычайный дар тонко чувствовать индивидуальность, особенности характера и духовного богатства личности. Это – блестящие психологические портреты Ивана Павлова, Альберта Эйнштейна, Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Николая Фешина, Надежды Плевицкой, Максима Горького известные портреты внучки писателя Марфы Максимовны Пешковой  и ее дочери Ниночки – произведения удивительные по богатству эмоциональных нюансов, полные ясного состояния внутренней чистоты и покоя.

Портрет Альберта Эйнштейна 1935 года до сегодняшнего дня считается одним из лучших изображений великого ученого. Вершиной портретного творчества мастера считается портрет Федора Достоевского (1933), в котором скульптору удалось передать всю гамму эмоциональных состояний модели и создать образ, полный трагизма и внутреннего психологизма.
В конце 1920-х годов в творчестве Коненкова появляются совершенно новые сюжетные и пластические мотивы – он обращается к религиозным образам. Евангельский цикл – единственно полное и всеобъемлющее выражение в скульптуре религиозных поисков Коненкова. В музее находятся «Пророк» (гипс, 1928), «Иоанн (терракота, 1928), «Иаков» (терракота, 1928), изображения Христа в дереве и гипсе.

Работы последних лет жизни Сергея Коненкова отмечены пластическими экспериментами, стремлением соединить разные виды искусства, выразившимися в синтезе скульптуры и живописи, в  попытке соединить движение, звук и скульптуру. Все это нашло свое воплощение в музыкальном скульптурном инструменте «Космос», который можно назвать одной из первых инсталляций в русском искусстве 1950-х годов.

До конца своей жизни Коненков оставался смелым новатором и экспериментатором в искусстве, человеком широчайшей эрудиции, мыслителем, глубоко переживающим события своего времени. Недаром завершающий литературный труд скульптора назван «Мой век».

В музее проходят научные конференции, круглые столы и семинары, посвященные вопросам истории искусств, актуальным проблемам художественной жизни, встречи с современными мастерами изобразительного искусства.




Возврат к списку

версия для печати