«Войти в реку дважды». Выставка произведений Андрея Есионова в Ташкенте.

 

Другие выставочные залы


Фоторепортаж: Сергей Савчук-Курбанов 

«Войти в реку дважды». Выставка произведений Андрея Есионова в Ташкенте.
Даты: 14 октября –15 декабря 2017 г.
Адрес: Государственный музей искусств Узбекистана, г. Ташкент, проспект Амира Темура, 16.
Кураторы: Андрей Егоров (MMOMA), Анна Арутюнян (MMOMA), Васила Файзиева (ГМИУ).

Государственный музей искусств Узбекистана в партнерстве с Московским музеем современного искусства представляет персональную выставку члена-корреспондента РАХ Андрея Есионова – известного живописца и рисовальщика, мастера эффектных крупноформатных акварелей.
Есионов родился и вырос в Ташкенте, здесь же получил фундаментальное художественное образование, окончив в 1990-м году живописное отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А.Н. Островского. В сложные перестроечные годы он вынужден был, подобно многим, оставить не только родной город (и переехать в Москву), но и профессию. Оказалось, однако, что не навсегда. Спустя двадцать лет, в 2010-м, Есионов вновь совершил крутой вираж и вернулся к искусству – уже в новом качестве, с бесценным опытом и багажом прожитого.
Этот личный, биографический ракурс, и шире – жизненный путь человека, вынужденного на каждом шагу принимать судьбоносные для себя решения, совершать этический выбор, – вот лейтмотивы выставки Андрея Есионова в Государственном музее искусств Узбекистана. Ее название отсылает к известному изречению Гераклита. «На входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз другие воды», – говорил древнегреческий философ, диалектически размышлявший о мудрости и границах познания, предопределении и свободе воли, изменчивости и единстве мира.
Основу экспозиции составляют различные акварельные серии Есионова. Более традиционные в жанровом отношении пейзажные листы – городские виды Москвы, Иерусалима, Парижа, Мадрида, Берлина, Дрездена, Рима и Венеции, запечатлевшие географию путешествий автора, а также портреты членов его семьи и друзей – камерные, словно хранящие свежесть непосредственного общения – показаны наряду с оригинальными повествовательно-аллегорическими сценами, которые художник разрабатывает в последние годы. Уподобленные басням или притчам, все они так или иначе раскрывают тему земного паломничества. В длинной череде этих ярких и динамичных, моментально врезающихся в память композиций недавно появились и колоритные ташкентские «мизансцены».
Выставку дополняют натурные карандашные рисунки и специальные экспонаты, расширяющие представление зрителя о частном пространстве Есионова – инструменты для рисования, фотографии, некоторые личные вещи. В отдельной зоне демонстрируется фильм о художнике, своеобразный мастер-класс, от начала до конца документирующий процесс создания одной акварельный работы. Особым экспонатом выставки является картина «Трагедия Арала», исполненная маслом на холсте и представляющая собой новую авторскую версию одноименного полотна, созданного Есионовым во время учебы в Ташкенте в 1988 году.
К настоящему моменту Есионов провел уже семь персональных экспозиций в крупных музеях и выставочных залах в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани и Париже. Его ретроспектива в Государственном музее искусств Узбекистана, представляющая обширный корпус произведений в разных жанрах, с одной стороны, закономерно продолжает этот ряд, с другой – имеет символическое значение, а потому налагает особую ответственность. Ведь теперь круг окончательно замкнулся. Возвращаясь в город своего детства и юности сложившимся художником, удостоившимся чести показать свои работы в соседстве со знаковыми произведениями из коллекции музея, Есионов не просто демонстрирует все то, чего достиг в творчестве. Он обращается к истокам ташкентской живописной школы, отдает дань уважения своим учителям и в целом той богатой, полифоничной и во многом уникальной культурной среде, которая его воспитала.
Выставку сопровождает богато иллюстрированный каталог на трех языках (русском, английском, узбекском), который включает специально подготовленные статьи о творчестве художника.

«To step in the river twice». Exhibition of painting of Andrey Esionov in Tashkent
Dates: 14 October – 15 december 2017
Address: The State Museum of Arts of Uzbekistan, Tashkent, Amir Temur Avenue, 16.
Кураторы: Andrey Egorov (MMOMA), Anna Arutyunyan (MMOMA), Vasila Faizieva (SMAU).

The State Museum of Art of Uzbekistan in partnership with the Moscow Museum of Modern Art present the solo exhibition of Andrey Esionov – a well-known painter, draughtsman and master of striking large-scale watercolors.
Esionov was born and grew up in Tashkent. Here he received his fundamental artistic education, graduating from the painting department of the A.N. Ostrovsky Tashkent State Institute of Theater and Art in 1990. During the difficult years of the Perestroika, he was compelled, like many others, to leave not only his native city (and move to Moscow), but also his profession. As it turned out, however, this was not meant to be permanent. After twenty years, in 2010, Esionov once again took a steep turn and returned to art – but in a new capacity secured by his invaluable life experience.
This personal, biographical aspect, and in a wider sense – the life journey of a human being who at every step needs to take fateful decisions and make ethical choices – are the leitmotifs of Andrey Esionov’s exhibition at the State Museum of Arts of Uzbekistan. Its title references the famous maxim of Heraclitus. “Ever-newer waters flow on those who step into the same rivers,” – said the Ancient Greek philosopher who dialectically contemplated wisdom and the limits of knowledge, predestination and free will, the changeability and unity of the world.
Several watercolor series of Andrey Esionov form the basis of the exhibition. The landscape sheets depicting urban locations of Moscow, Jerusalem, Paris, Madrid, Berlin, Dresden, Rome and Venice, which have traced the geography of the artist’s travels, as well as portraits of his family members and friends – intimate, as if preserving the freshness and immediacy of true companionship – belong to the more traditional line of his work. They are shown alongside original scenes of narrative and allegorical nature that the artist has been lately preoccupied with. Likened to fables or parables, they all elaborate in various ways on the notion of earthly pilgrimage. This long sequence of vivid, dynamic and instantly memorable compositions has recently been enriched by colorful mise-en-scènes taking place in Tashkent.
The exhibition is supplemented by pencil drawings executed from life and special objects that provide the viewer with an insight into Esionov’s private space – his artistic instruments, photographs, selected personal items. A separate zone features a film about the artist, which may be regarded as a master-class documenting the meticulous process of producing a watercolor from start to finish. A distinct showpiece in the exhibition at the State Museum of Arts is the painting “The Tragedy of Aral”, executed in oil on canvas, – the author’s new version of an eponymous picture created during his studies in Tashkent in 1988.
To this date, Esionov has carried out personal shows in large museums and exhibition halls in Moscow, Saint Petersburg, Samara, Kazan and Paris. His retrospective exhibition at the State Museum of Arts of Uzbekistan, comprised of a sizeable corpus of works in different genres, logically continues this series – but it also holds symbolic significance for the artist, and therefore imposes special responsibility. The circle has finally been closed: returning to the city of his childhood and youth as a formed artist, honored with an opportunity to show his works among the signature pieces from the museum’s collection, Esionov is not only demonstrating his creative achievements, but also addressing the sources of the Tashkent school of painting. In a certain sense, the exhibition is an homage to his teachers and more broadly, the rich, polyphonic and in many ways unique cultural environment that nurtured him.
The exhibition is accompanied by a profusely illustrated catalogue in three languages (Russian, English and Uzbek), which includes specially written essays on the artist’s oeuvre.

На основе пресс-релиза






версия для печати