«PONTIFEX_MAXIMVS/LE STANZE». Выставка произведения Алексея Морозова в ММОМА.

 

Московский музей современного искусства


Дата проведения: 9 февраля – 2 апреля 2017 года
Место проведения: ММОМА, Гоголевский бул. 10

Кураторы: Алессандро Романини, Кристина Краснянская

Московский музей современного искусства представляет выставку члена-корреспондента РАХ Алексея Морозова PONTIFEX_MAXIMVS/LE STANZE, которая станет продолжением и развитием капсульной версии проекта PONTIFEX_MAXIMVS, показанной на 6-ой Московской биеннале современного искусства в 2015 году. Экспозиция в ММОМА выстроена как тотальная site-specific инсталляция, объединяющая пространство и экспонаты — скульптуру, графику и видео — в одно концептуальное целое. Проект PONTIFEX_MAXIMVS/LE STANZE был представлен публике прошлым летом в Италии при поддержке Неаполитанского национального археологического музея.
Название выставки PONTIFEX_MAXIMVS/LE STANZE отсылает к ватиканским «Станцам» Рафаэля, где мастер ввел изображение оживающих кариатид, а фрески каждой из комнат были объединены общим сюжетом или персонажем. Одушевленная скульптура является одной из фундаментальных тем Алексея Морозова, а каждый из залов выставки в ММОМА посвящен одному центральному произведению, которое демонстрируется в контексте комментирующих его работ. На протяжении всей творческой карьеры Морозов последовательно создает огромный арт-универсум, переосмысливающий греко-римское классическое наследие в контексте современности. По мнению художника, возможности пластического языка греческой и римской скульптуры, столько веков продолжавшего питать европейскую цивилизацию, далеко не исчерпаны и по-прежнему могут служить основой для создания произведений с остро-актуальным авторским посланием. Название PONTIFEX_MAXIMVS — то есть «великой мостостроитель» (от латинского термина pons facere, осмысленного в эзотерических практиках римлян) вербализует идею восстановления связей между античностью и современностью, Востоком и Западом.
Также как и искусство, мост концептуально воплощает собой коллективную энергию, насыщая место своего пребывания знаками и смыслами. Он соединяет прошлое и будущее, становясь символом Евроазийской культуры. Мифология моста как самостоятельного объекта основана на связи с миром богов, где мост служит местом манифестации высших смыслов. Позже этот символ трансформируется в коридор, соединяющий мир профанный и мир божественный. В философском осмыслении Хайдеггера (Мабрургские лекции) и Канта мост утверждается как метафизическая сущность, именно поэтому специальными референциями проекта в ММОМА стали Босфорский мост и мост, ведущий на остров Русский.
Морозов использует классическую иконографию, но снимает ее исторические смыслы и коннотации, придавая идеальным формам провокационное содержание современности. Это отражено и в выборе материалов: «классических» — бронзы и мрамора, а также бетона и карбона. Бронзовые скульптуры произведены в Пьетрасанте, Италия, с использованием технологий, основанных на древней традиции ручного мастерства. Среди калейдоскопа смены этических, моральных и эстетических ориентиров сегодняшнего мира классическая культура и иконография оказывается важной точкой отсчета. В своей скульптуре, графике и видео Морозов используют упорядоченный строй античного искусства, чтобы анализировать и преодолевать хаос мира. Его нарратив перенесен в пост-апокалиптическое, пустынное, милитаристское пространство, но не предлагает однозначных трактовок и интерпретаций.

О художнике:
Алексей Морозов родился во Фрунзе (КССР) в 1974. Закончил Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова (факультет скульптуры, мастерская академика Льва Кербеля) в 1999. Директор Московского академического художественного училища с 2013. Член Президиума Российской академии художеств с 2014. Среди его наиболее значимых персональных выставок «PONTIFEX_MAXIMVS» в Государственном археологическом музее Неаполя, Неаполь, Италия (2016); «PONTIFEX_MAXIMVS_preview», 6ая Московская биеннале современного искусства, ВДНХ, Москва (2015); «Cantata_iTunes» в Homofarber, CAV, Пьетрасанта, Италия (2015); «Morosov_MMXIV» в Галерее ‘Эритаж, Москва (2014); «CARYATID_SUPERSONIC», Пьяцца Бра, Верона, Италия (2012); «ANTOLOGIA» в Государственном русском музее, Санкт-Петербург, Россия (2011 — 2012); «CONSTANTINOPOLIS» в Artplay, Москва (2004); «Craft Deco Classic» в D137 Gallery, Санкт-Петербург, Россия (2003); «Craft Deco Academic» в Новой академии изящных искусств, Санкт-Петербург, Россия (2003); «MAGOS», Виченца, Италия (2002); художник также участвовал в выставках «MITRA SUPER», совместно с Новой академией изящных искусств, Манеж, Москва (2000); II Биеннале современного искусства, выставочный зал Союза художников «Охта», Санкт-Петербург (1992). Живет и работает в Москве и Лукке (Италия).







версия для печати