Выставка «Непарадный портрет. Искусство XX века» на ВДНХ.

 

Другие выставочные залы


Место проведения: «ВДНХ», павильон №59 «Зерно».
Время проведения: 2 декабря 2016 года - 5 марта 2017 года

На ВДНХ в павильоне №59 «Зерно» можно посетить выставку «Непарадный портрет. Искусство XX века». На выставке представлено более 100 работ данного жанра. Живопись, графика и скульптура — из собраний российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

«Непарадный портрет» — история о поисках возможностей в искусстве ХХ века. Выбранная организаторами камерная интонация выставки — попытка подсветить жизнь отдельного человека на фоне больших событий и перемен. Тема «непарадного» смещается здесь от пластических новаторств к форме параллельного социального существования, от поиска возможного изображения персонажа к рассказу о человеке от лица «мы». Подобное повествование станет первой экспозицией, прослеживающей движение от интимного жанра, как программы (художники «Мира искусства») до маргинальности, как основной характеристики портрета в конце ХХ — начале ХХI века.
Импрессионизм. Экспозицию открывают работы художников объединения «Мир искусства» и те, с чьими именами в России традиционно связан рассказ об импрессионизме. Наблюдая за спонтанным, почти случайным, импрессионисты впервые ставят под сомнение иерархию художественных жанров. Художники «Мира Искусства» добавляют к этому самодостаточность некогда второстепенных графических техник, как и импрессионисты, доказывая ценность эскиза. Этот раздел иллюстрируют портреты работы Зинаиды Серебяковой, Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и других.
Кубизм. Через новаторское искусство 1910 — начала 1930-х гг. (в экспозиции этот период представлен школой Казимира Малевича, Павла Филонова, Владимира Татлина и других), стиравшее в живописи значение сюжета, рассказ о портрете останавливается на художниках, не входивших в круг официально одобренных мастеров. От Давида Штеренберга и Роберта Фалька, за которыми советская критика признавала «прошлые заслуги» до членов объединения «Круг художников», существовавших на периферии не только художественного, но и человеческого пространства.
Нонконформизм. 1960-е гг. открывают в экспозиции два раздела: живопись «левого МОСХА» и искусство нонконформистов. Двигаясь от расширения пластических возможностей начала ХХ века, рассказ о человеке проходит через искусство концептуалистов к раскрытию новых смыслов окружающего его пространства. Включенные в экспозицию работы Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова предваряют иносказательность конца ХХ века. Герой здесь возникает через портрет среды, как часть многолюдного пространства, узнается за ироничным позированием.

Управление информации РАХ
на материале открытых источников




Возврат к списку

версия для печати