Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

 

Святыня русского народа - Храм Христа Спасителя в Москве был построен в ознаменование победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года и впервые освящен в 1883 году. Храм был возведен по проекту выдающегося архитектора К.А.Тона, расписан фресками и украшен скульптурами знаменитых русских художников-академиков. Среди них скульпторы Ф.П.Толстой и П.К.Клодт, живописцы В.И.Суриков, В.П.Верещагин, Г.И.Семирадский и многие другие прославленные мастера.

В 1931 году храм был взорван и полностью уничтожен по распоряжению властей того времени. В начале 1990-х годов новое, демократическое руководство России и Москвы приняло решение о восстановлении храма. Эта грандиозная задача была осуществлена в невиданно короткие сроки, и ныне храм сияет своей нетленной красотой, являясь одним из доминирующих архитектурных центров города, украшая столицу своим горделивым видом и величавыми формами. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освещение Храма Христа Спасителя.

Возрождение храма стало актом искупления вины пред Русской Православной церковью за его варварское разрушение в прошлом. Оно должно было достойно завершить двадцатое столетие и стать своего рода подарком к встрече двухтысячелетия Рождества Христова.В кратчайшие сроки необходимо было осуществить задачи, поставленные руководством России, Москвы и Патриархии. Для выполнения этих задач был создан общественный наблюдательный Совет во главе с его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым. Все решения по воссозданию Храма коллегиально принимались Советом. С самого начала было поручено возглавить работу по архитектуре академику, члену Президиума Российской академии художеств, директору управления «Моспроект-2» М.М.Посохину, а по дизайну, живописному и скульптурному убранству - президенту Российской академии художеств З.К.Церетели, который проявил большую творческую активность и организационную энергию в руководстве подготовкой и исполнением всех художественных работ.

Воссоздание художеcтвeнного убранства Храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Здесь снова, как и при первом cтpoительстве храма, ведущую роль сыграла Академия художеств. Тpудности были огромны: в XIX веке Храм украшался художниками несколько десятилетий, сегодня удалось завершить все менее чем за два года к 2000-лeтию Рождества Христова, что придало всей работе символический смысл. Стены Храма ныне построены из двух слоев кирпичной кладки с воздушной прослойкой между ними, благодаря чему в храме достигнута великолепная акустика. Оказалось необходимым создать гранитный стилобат, на котором ныне стоит храм. А также обширную нижнюю часть сооружения, которой ранее не было. Там размещаются: еще одна (помимо верхней части) церковь для богослужений, трапезная на полторы тысячи человек, зал для церковных соборов на полторы тысячи мест, помещение Синода, синодальная библиотека и резиденция Патриарха. Таким образом, при сохранении прежнего внешнего облика храм стал еще более внушительным и обширным, подлинным центром русского православия.

В воссоздании скульптурного и живописного убранства участвовали крупнейшие деятели отечественного искусства. Бронза оказалась оптимальным для cовременных условий материалом и к тому же соответствующим первоначальным замыслам К.А. Тона. Скульптуры в бронзе органично вписались в экстерьер храма и выглядят убедительно, полны духовности и святости, а несовпадение с оригиналом некоторых второстепенных деталей, вызванное техническими причинами, не снижает художественно-образных достоинств всего облика Храма.
На западном фасаде помещено центральное изображение самого Спасителя и статуи небесных покровителей императоров, при которых строился собор. На восточной стороне, обращенной к Кремлю, расположены сцены Воскрешения и Рождества Христа, изображения прославленных святых русской церкви, сыгравших заметную роль в истории страны. Фигуры, находящиеся на южном и северном фасадах Храма, передают образцу святых в дни празднования памяти которых происходили основные события наполеоновских войн.

Внутреннее живописное убранство Храма осуществлено в основном в технике масляной живописи. Но некоторые части выполнены в технике темперы, которая является древним, освященным традицией материалом настенных росписей.

Храм преобразил центр Москвы, ярко выразил в нем тему исторических религиозных символов, традиционной духовности народа России. Трудно найти аналогию этому грандиозному свершению в мировой художественной практике ХХ века. Отчасти можно сопоставить его, пожалуй, только с восстановлением разрушенных во время второй мировой войны исторических центров Варшавы и Гданьска. Но в Польше эти задачи рассматривались как утверждение национальной идеи, которую не удалось убить врагу. У нас возрождение Храма Христа Спасителя было обращено к переосмыслению истории страны, искуплению вины пред Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, выражающих представление о развитии государства и нации.

При подготовке текста использованы материалы статей В.В.Ванслова «Святыня русского народа» и Д.О.Швидковского «Возрождение Храма Христа Спасителя» для сборника «Храм Христа Спасителя» (Москва, «Изобразительное искусство», 2000)



Кем и как возрождался храм. 31 мая 1994 года Правительство Москвы во главе с Ю.М.Лужковым по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. В общественном наблюдательном Совете по воссозданию Храма, возглавляемом святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым от Российской академии художеств активно работали академики Н.А.Пономарев, М.К.Аникушин, З.К.Церетели, М.М.Посохин.
С целью подготовки кадров художников для работы в Храме Российская академия художеств открыла отделение церковно-исторической живописи в Санкт¬-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Более 70 лет в России иконописных школ не существовало. Всей работой по созданию проектной документации руководил директор управления «Моспроект-2», главный архитектор проекта комплекса Храма Христа Спасителя, член Президиума Российской академии художеств, академик М.М.Посохин. Строительство храма велось под руководством генерального директора АО «Моспромстрой» В.В.Мороза.
Общегосударственное значение Храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе. Президент Российской академии художеств, народный художник России, лауреат Государственных премий, профессор З.К.Церетели стал победителем ряда всероссийских конкурсов. Им воссозданы 6 крестов, 16 врат, большие люстры Храма, осуществлено благоустройство территории и многое другое. Исполненные по историческим материалам кресты Храма образуют своеобразный пластический аккорд, завершают общий архитектурный строй соборного сооружения и придают художественную целостность всему комплексу.

Над воссозданием скульптурного убранства Храма Христа Спасителя под руководством вице-президента Российской академии художеств, народного художника России, лауреата Государственных премий Ю.Г.Орехова работали лучшие ваятели России, члены Российской академии художеств: И.М. Рукавишников, В.Е. Цигаль, Т.М. Соколова, А.М.Белашов, выпускники академических вузов, скульпторы, удостоенные наград Российской академии художеств; И.А. Козлов, В.П. Мокроусов, М.О. Лушников, В.Ф. Гyбко, Д.Н. Тугаринов, А.Н. Ковальчук, А.П. Смынин, М.В. Дронов и другие. По инициативе Ю.Г. Орехова для решения многих творческих организационных, экономических вопросов был созданфонд содействия скульпторам России «Скульптор». В необычайно сжатые сроки помимо лепки рабочих моделей скульпторам пришлось провести большую поисковую работу, и ряд композиций по праву можно считать авторскими.
По инициативе З.К. Церетели был налажен процесс отливки скульптуры на единственном в России заводе «Монументскульптура» в Санкт-Петербурге. Этот крупный заказ позволил заводу сохранить в сложных экономических условиях производственную базу. Тpудоемкая, требующая высокого мастерства работа по возрождению скульптурного убранства была исполнена в необычайно сжатые сроки. Огромные светлые плоскости фасадов оформлены гармонично скомпонованными двумя горизонтальными рядами скульптур, верхние из которых представляют собой рельефы в круге, расположенные в центре полукружий закомар, нижние - отдельные фигуры святыx и большие сюжетные композиции. Скульптура играет значительную роль в архитектурном образе Храма.

Вице-президент Академии, народный художник СССР, лауреат Государственных премии Е.И.Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком художественном уровне воссоздать живописное убранство Храма Христа Спасителя, участвовал в организации первого и второго туров всероссийских конкурсов.
В составе групп художников (руководители: Е.Н.Максимов, Н.А.Мухин, А.В. Артемьев, В.А. Бакшаев, А.К. Быстров, С.Н. Репин, Н.Н.Соломин, А.Н.Устинович, З.К. Церетели, В.Н. Челомбиев), выигравших конкурс на право воссоздания росписей, и групп (руководители: В.Э. Бойцов, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Н. Медведев, В.Ф. Павлов, З.К. Церетели), победивших в конкурсе на право воссоздания орнаментальной живописи храма Христа Спасителя, большинство является выпускниками академических вузов: Санкт-Петербургского им. И.Е. Репина и Московского им. В.И. Сурикова. Группа художников под руководством З.К. Церетели победила в двух конкурсах и выполнила самые ответственные масштабные и сложные работы, воссоздав росписи свода главного купола, барабана, трех малых сводов приделов и многое другое.
Первыми к воссозданию живописного убранства приступили орнаменталисты. Творческие группы победителей конкурсов возглавляли замечательные мастера своего дела, художники, реставраторы: З.К. Церетели, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Ф. Павлов.

В заалтарном пространстве - композиция «Рождество Христово (Дева Днесь Пресущественного рождает...)», которая выполнена академиком РАХ, народным художником РФ Н.А. Мухиным.

Подкупольное пространство - традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть Храма. Самая ответственная и сложная - масштабная роспись главного свода - композиция «Отечество», изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя - символа Святого Духа, и роспись пояса главного купол, где представлены Спаситель и Богоматерь.
33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика З.К. Церетели, опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 1960-е годы. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Е.Н.Максимов - победитель многих европейских конкурсов, народный художник России В.Л.Псарев, В.П. Мясоедов, исполнившие росписи в нескольких московских храмах.

Ниже располагается живопись пилонов, повествующая об истории земной жизни Христа. Многофигурные композиции восточных пилонов «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» возродили художники под руководством В.А. Бакшаева. Картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» на восточных пилонах воссозданы художниками под руководством А.В.Артемьева. На северо-западном пилоне композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» исполнил заслуженный художник России В.И. Нестеренко. Возрождали живопись юго-западного пилона - композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евангелист Марк» - народный художник России С.Н. Присекин,С.П. Оссовский, М.А. Полетаев, А.К.Сытов.
Большие многофигурные композиции в четырех нишах пилонов выполняли живописцы под руководством народного художника России, лауреата Государственной премии Н.Н. Соломина.
Довольно трудной задачей было изображение святых в медальонах центральных подпружных арок, с которой успешно в сжатые сроки справился художник С.В. Кузяков (южная и восточная арки). Орнаментальные композиции исполнили В.Н. Медведев, А.Н. Карпухин, а на северной и западной арке - В.Э. Бойцов, Т.И. Тарасов, В.М. Бибиков, П.К. Ивушкин, И.С Петров.

Торжественность, праздничность, звучность колористического решения отличает живопись четырех приделов Храма, воссозданная художниками под руководством З.К. Церетели, А.К. Быстрова, Н.А. Мухина, Е.Н. Максимова, В.П.Псарева, Н.В. Кочетовой, В.Г. Витошнова, В.Ф. Павлова.

Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях Храма. Композицию «Крещение Господне» на северной стене галереи и «Вход в Иерусалим» на западной стороне исполнил заслуженный художник РФ В.И. Нестеренко. Московский мастер В.М. Ананьев воссоздал на южной стене композицию «Сретение Господне». Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи в приделе, посвященном святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора С.Н. Репина. Росписи в северном крыле галереи в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского исполнили художники под руководством профессора А.К Быстрова. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством В.А Черного. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России В.Н. Челомбиева. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, академика Российской академии художеств, народного художника РФ Н.А.Мухина, которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания Храма.

Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет важное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами Храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проемы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограмм сусального золота).

Иконы главного иконостаса воссоздавали художники и реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С.В.Филатова, С.Р.Брагина и объединения «Арт-Храм» под руководством А.Н.Оболенского, А.В.Артемьева и Н.В.Нужного. Эта работа заставила художников многое переосмыслить в собственной творческой практике, способствовала созданию в Храме глубоко духовной среды. Несмотря на многообразие форм, композиционных и колористических решений достигнуто удивительное единство, гармония внутреннего пространства Храма.

Масштабная, не имеющая аналогов в современной художественной практике работа Российской академии художеств по воссозданию скульптурного и живописного убранства Храма Христа Спасителя завершена в небывало короткий срок и принята с высокой оценкой Государственной комиссией 16 декабря 1999 года.

При подготовке текста использованы материалы статей Л.В.Ширшовой






версия для печати