Произведения церковного и религиозного искусства

 

Церковное и религиозное искусство является одной из ярких страниц творчества президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Главные темы, к числу которых относятся и сюжеты на тему Ветхого и Нового завета, возникли еще в 1960-х годах. Во время работы в археологических экспедициях Тбилисской академии наук художник делает сотни рисунков и копий со средневековых грузинских памятников – фресок, мозаик, эмалей, уделяя большое внимание особенностям выразительного языка, изучая техники и технологии византийского искусства. Эти «штудии» получают своё продолжение в серии графических листов, эмалевых, рельефных икон, скульптурных композиций. Работая над ними на протяжении всей жизни, реализуя их в различных техниках и материалах, автор размышляет о непреходящих ценностях бытия, о жизни человека в его духовной и земной ипостасях. Мастерство владения различными техниками и материалами настолько велико, что оно позволяет художнику при повторном обращении к одному и тому же сюжету каждый раз добиваться нового образного звучания. А зачастую он намеренно повторяет сюжеты и типажи, обращая внимание зрителя на внутреннюю взаимосвязь своих произведений.

Стержневой темой зала «Яблоко» Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19) являются сюжеты Нового и Ветхого завета, которые представлены в атриуме в эпической монументальной трактовке темы «познания Добра и Зла». Они продолжены в серии бронзовых горельефов на библейскую тему, решенных в ином, более камерном формате, под которые отведены несколько других залов экспозиции. Многофигурные композиции представляют собой пластически иной иконографический извод канонических сюжетов. Серии скульптурных композиций «Несение креста», «Распятие», «Вход в Иерусалим» и другие сюжеты Страстного цикла в своей пластической трактовке представляют органичный синтез византийской и древнерусской художественных традиций, а также русской академической школы. Однако, творя даже в самых классических форматах, скрепленных стройной огранкой канона, Зураб Константинович всегда остается современным мастером, художником XXI века, который имеет свой свободный, глубоко индивидуальный взгляд. Как яркое, живое повествование, наполненное глубокой символикой, воспринимаются и графические листы, посвященные библейской тематике. Цветные и монохромные, выполненные в сложной авторской технике, они составляют интереснейшую часть графического раздела на втором этаже Галереи.

Для оформления интерьера зала «Домовая церковь» Зураб Церетели создал серию монументальных панно в технике горячей эмали на религиозные сюжеты, иконостас и алтарную композицию «Тайная вечеря». Также мастер сделал вариант скульптурного рельефа на аналогичную тему в металле, и скульптурные изображения христианских святых. Тему высокой духовности продолжают величественные образы Святителя Николая Чудотворца, Алексия II, Патриарха Святейшего и всея Руси и Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II излучающие мудрость, спокойствие и благородство. Зал украшен необычным экспонатом — светильником в виде храмовых куполов, собранном по эскизу художника из хрустальных подвесок.
Текст составлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ на основе статьи искусствоведа Т.А.Кочемасовой






версия для печати