Выставка «Натурщицы в творчестве русских художников второй половины XIX – начала XX века» из фондов НИМ РАХ.

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Выставка «Натурщицы в творчестве русских художников второй половины XIX – начала XX века» из фондов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств построена на двадцати трех живописных работах. Открывает ее прекрасный «Женский портрет. (Венецианка)», выполненный в 1889 году И.А. Врачевым. К этому же году относится и этюд сидящей натурщицы А.М. Леонтовского.
Большая часть представленных полотен написана студентами Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1894-1917), преимущественно теми, кто учился у Д.Н. Кардовского. Это Ю.В. Разумовская, Ф.Ф. Коварский, А.В. Уханова, А.П. Мочалов, Ш.Л. Абугов,  Б.И. Анисфельд, А.И. Савинов.
В собрании музея хранятся натурные этюды самого Дмитрия Николаевича Кардовского, выполненные им в Мюнхене, во время обучения у известного педагога Антона Ажбе. На выставке показано несколько  женских портретов, свидетельствующих о том, насколько вдумчиво Кардовский изучал технику рисунка и живописи.
В рамках небольшой выставки удалось объединить несколько тем, связанных с учебным процессом. Зритель увидит специфику и этапы подготовки художника: от портретных «костюмных» постановок, характерных для второй половины XIX столетия в дореформенной Академии («Молящаяся со свечой» Ф.Ф. Бондаренко); к натурным этюдам, выполненным в мастерских И.Е. Репина, В.Е. Маковского, Д.Н. Кардовского, В.Е. Савинского, а затем к конкурсными картинами, за которые А.В. Уханова и  Ш.Л. Абугов получили звания художников.   
Возможность писать женскую натуру появилась в Императорской Академии художеств только в конце XIX века. Многие художники достигли в ее изображении совершенства, как например, В.Г. Тихов, в будущем признанный мастер ню. Его «Стоящая натурщица», решенная в градациях жемчужно-серебристых тонов, была отмечена педагогами и попала в коллекцию классов как «образец». На  фотографиях К.К. Буллы 1913 и 1914 гг., сделанных в интерьерах академических мастерских, в частности, в студии В.Е. Маковского, среди других учебных этюдов, развешенных по стенам, мы видим и стоящую со спины натурщицу Тихова.  
Экспонируемые работы привлекают взгляд разнообразием манеры исполнения: Ф.Ф. Бондаренко и И.А. Врачев тщательно прорабатывали все детали;  Л.М. Евреинов, Ф.Ф. Коварский и В.Г. Тихов отдали дань импрессионизму, а Б.И. Анисфельд предпочитал яркий декоративный стиль. Его «Даная», эскиз который есть на выставке, вызвал скандал и раскол среди профессоров Академии художеств.

Выставка работает с 6 марта по 12 апреля 2015 года в Голубом зале НИМ РАХ (Санкт-Петербург, Университетская наб., 17)

Подробнее: НИМ РАХ





версия для печати