Выставка произведений А.М. Грицая.

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


5 декабря 2014 года в 15.00 в Голубом зале Научно – исследовательского музея Российской академии художеств открывается выставка Народного художника СССР А.М. Грицая.
А.М. Грицай родился в Петербурге, учился в Петербургской Академии художеств у В. Яковлева, И.Бродского. На защите диплома вместе с обязательной тематической картиной («Вручение Государственного акта на вечное пользование землей») он выставил многочисленные пейзажные этюды с натуры, вызвавшие всеобщее одобрение. С 22 июня 1941 года художник сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Вернувшись, он всю жизнь свою посвятил служению искусству.
«Пейзаж наиболее полно воплотил ту линию изобразительного искусства, которая связана с сугубо живописным восприятием природы, с уверенностью, что если увидеть и передать реальность во всей полноте ее чувственного богатства, в единстве тональных, колористических и пространственных моментов, то это будет и эстетически ценно», - считает один из ведущих российских искусствоведов В. Леняшин.
В революционном и постреволюционном искусстве, именуемом авангардом, а затем в советском искусстве 30-х – 50-х годов пейзаж не был любим. Он сохранился в творчестве П. Кончаловского, А. Пластова, С. Герасимова, И. Грабаря – мастеров яркого и независимого дарования. Великая Отечественная война изменила общество, повлияла на искусство. «Я могу сказать, что после войны, - писал Г. Коржев, - наше искусство начало развиваться по – иному. Поколение, которое выиграло войну, которое много узнало, и заплатило за это знание своими жизнями и кровью, вернулось из армии. Страна была наполнена людьми, которые стали другими. Они видели все иными глазами и видели все очень ясно…Так рождалось иное, более честное искусство, искусство, ищущее правды».
А. Грицай – среди вернувшихся с войны художников, тогда молодого поколения, которым суждено было продолжить традиции русского пейзажа. Не раз близко видевшие смерть на войне, они сохранили удивительную способность утверждать жизнь, ее богосозданную красоту, видеть в пейзаже образ мира и портрет души. Уход от бездушных тоталитарно – пропагандистских формул монументального соцреализма и приторных сюжетов бытового советского бидермейера в чистый пейзаж, в живописное исследование, в постижение колористических и пластических основ бытия стал для нового поколения живописцев гражданской позицией.
Живописные полотна А. Грицая необычайно поэтичны. Он находит такие мотивы русского пейзажа, которые до него, кажется, не открывались никому: «Первая зелень», «Стадо», «Подснежники. Осинник» (ГТГ), «Весенняя земля» (ГРМ). Удивительно гармоничные в цвете и тоне, они сродни русской природе с ее неяркой, одухотворенной красотой.
Основой творческого метода художника был натурный этюд. Он являлся не просто материалом или этапом работы над картиной, но способом постижения мира, моментом непосредственной реакции художника на натуру. Вместе с тем, А. Грицай принадлежит к числу самых интеллектуальных и грамотных живописцев – он всегда убедителен и точен в рисунке, безупречен в композиционных решениях своих работ. В пейзажных мотивах А. Грицая можно найти свидетельства переосмыслений художественных открытий мастеров прошлого – от барбизонцев, И. Левитана, В. Серова, С. Жуковского – до Л. Туржанского и С. Герасимова.
«Когда начинаешь писать, - говорил Алексей Михайлович, - то самое хорошее ощущение бывает перед чистым холстом. Каждый раз думаешь: вот тут – то и воплотятся лучшие моменты и замыслы…».

При составлении пресс – релиза использована статья
«Художник Алексей Грицай: вспоминая мастера»,
искусствоведа Татьяны Пластовой.
Выставка продлится до 18 января 2015 года.

Музей открыт с 11.00 до 19.00; касса до 18.15
Выходные дни: понедельник, вторник
Подробнее: www.nimrah.ru






версия для печати