Татьяна Шихирева. «Путешествуя во времени». Батик, темпера, резьба по дереву

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Татьяна Шихирева - один из самых известных современных мастеров декоративного искусства, мастер горячего батика.  Изысканные колористические построения, безупречность художественного вкуса,  особый романтизм образного строя, свойственные работам художника, снискали ей заслуженное признание профессионалов и широкого зрителя.  В 1971 году Т.Шихирева  закончила Московский Технологический институт (отделение художественного оформления тканей). Её учителями были Е. К. Коваленко, В. Н. Петров-Камчатский, Ю. М. Рыжик. С этого времени начинается её активная художественная и общественная деятельность. Т.Шихирева – член СХ России, член правления МСХ, председатель выставочной комиссии декоративного искусства МСХ, заместитель председателя Ассоциации московских художников декоративного искусства. Удостоена золотой медали Российской академии художеств. Участник московских, российских, зарубежных и международных выставок. Среди них: 1986 - Париж, ЮНЕСКО; 1989 - Дели; 1990 - Норвегия; 1992/93 - Германия; 1997 - Индонезия и др. Ее работы находятся в частных коллекциях в Испании, Германии, Италии, Венгрии, Швеции, Дании.

Мир  театра, сказки, полный лёгкой иронии, доброго  юмора предстает в произведениях  мастера, составивших экспозицию выставки в залах Российской академии художеств.  Около 40 работ, выполненных в технике батика, темперной живописи, расписной деревянной скульптуры переносят зрителя в пространство авторской фантазии,  где разыгрываются сцены мечты, снов  и грёз, а «действующие лица»  её произведений предстают  в образе кукол, марионеток.

Т.Шихирева ищет путь между культурной традицией и своим взглядом на мир. Диапазон её предпочтений весьма широк. Это и петровское время с его придворным этикетом, ассамблеями с увеселительными балами, это и средневековый мир с его культом Прекрасной Дамы, театральной красочностью рыцарских турниров, это и тема итальянской народной комедии масок - комедии дель Арте. Шихирева создаёт текстильные панно в духе «галантного жанра», невольно обращая нашу память к образцам живописи мастеров Серебряного века.

Автор часто прибегает к форме триптиха, полиптиха, представляя многоактный спектакль. Перед зрителем развёртывается не только повествование сюжета, а происходит интересная трансформация пространства, создаваемая перемещением действующих персонажей, переходящих, перелетающих за рамки обрамления из одного изобразительного поля в другое. Эффект Зазеркалья, подглядывание из-за кулис («Тайное свидание»). Иногда живопись темперой появляется на деревянной раме, а среди изображённых здесь фигур мы узнаём самого автора и даже любимого кота («Пётр с иностранными гостями»). Подобные авторские приемы делают ее изобразительный стиль неповторимым и узнаваемым. В решении пространства - одной из самых интересных творческих задач каждого современного художника, Шихирева находит  свои индивидуальные модели. Наряду с общепринятыми  приёмами перспективного построения, она использует заключение изображения в сценическую коробку, кулисное, многоярусное построение композиции.

Излюбленная тема полёта также не случайна. Всеохватность взгляда с высоты птичьего полёта, множественность точек зрения, летающие предметы - фантастичные воздушные шары, сказочные рыбы - всё это даёт возможность ощутить ширь, высоту, многомерность пространства («Полёты наяву», «Запуск воздушного корабля» - из серии «Пётр I»). Придуманное автором оригинальное обрамление произведений в старинные деревянные «рамы-оконца» придаёт глубину изображению. В этом автор видит также своеобразный художественный прием соединения живописи на плоскости и пластического начала, заключенного в орнаментальной резьбе. Автором резьбы по дереву по эскизам Шихиревой является Н. С. Конончук. Их совместная деятельность нашла развитие в создании раскрашенной деревянной скульптуры, органично связанной с текстильными творениями Шихиревой.

Но, пожалуй, самое завораживающее воображение свойство текстильных работ Шихиревой - их особая «декоративная плоть» во всей красоте цвета и орнаментального узорочья, достигающая высоко эмоционального и  почти всегда мажорного звучания. Такова одна из ключевых её работ -шестичастная композиция «Балаганчик» (2002-2004, шёлк, горячий батик, роспись темперой). Профессиональное владение техникой горячей росписи по шёлку позволяет художнику достичь виртуозной тонкости письма.

Произведения Татьяны Сергеевны Шихиревой вводят зрителя в мир игры и воображения. «Путешествуя во времени», автор увлекает с собой и зрителя, уводя от обыденного, повседневного, туда, где нет места тягостным испытаниям цивилизованного мира, заставляя  вновь и вновь пережить ощущение  праздника.

Выставка продлится по 2 февраля 2014 года.







версия для печати