Выставка "Андрей Волков. Калька". Живопись

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)



«Андрей Волков. Калька»
 
Вернисаж – 10 сентября в 17.00 

  
Экспериментальные работы в оригинальной авторской технике вошли в "экологический" выставочный проект, который создал известный московский живописец, член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Волков. Персональная выставка мастера в залах Академии впервые демонстрирует его изобретение: в основе инсталляций – необычные принты с авторской проработкой, нанесенные на тончайший материал – кальку.
Андрей Волков (род. 1948) – один из редких в отечественном искусстве урбанистов, чью стилистику относят то к гиперреализму, то к "документальному романтизму". Натура поистине романтичная и креативная, он соединяет высокий профессионализм с дерзостью экспериментатора и взглядом философа. Убежденный новатор: он стремится к «чистой» пластике и работает на стыке жанров и видов искусства, раздвигая традиционные границы. Для его поэтики характерны элегические, а порой драматичные размышления о настоящем и будущем Москвы, за которой проступает образ мироздания. Художник не устает подвергать анализу перемены в историческом, но непрерывно меняющемся облике столицы, а равно судьбу человека в мегаполисе. Творчеству Волкова свойственны ассоциативность, игра с пространственными эффектами, соединение лирически-исповедальной интонации с иронией и экспрессией. Обращенный к современности, всегда склонный к формальным экспериментам, свои наблюдения и раздумья он зачастую облекает в нетрадиционную форму. Выставка показывает новый этап творческих исканий мастера с характерным для него отказом от парадигмы «плоской картины» и движением в сторону пространственного искусства.
Художник принадлежит к поколению «семидесятников»: он вступил на арт-сцену начала 1970-х одновременно с многими яркими представителями молодежной живописи склонной разрушать прежние каноны. Волков быстро доказал и свою творческую самостоятельность, и неповторимость собственного мировидения. Уже в ранних его картинах, среди которых знаковая «Авария», ощутима особая, обостренно личностная позиция. Живописи мастера с ее московским «акцентом» присущи метафоричность, автобиографичность, пафос горького самоанализа. Творчество Волкова пронизано стихией сопереживания, хотя язык его чрезвычайно скуп и сдержан, минималистичен, иногда нарочито имперсонален.
В 1971 году Андрей Викторович Волков окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне МГХПА им. С.Г.Строганова) и тогда же стал показывать свои работы на молодежных выставках. С 1973 года участник всероссийских, всесоюзных и международных выставок. B 1976-78 гг. - стипендиат Союза художников СССР под руководством живописца Д.К. Мочальского, с 1979 - член Союза художников СССР, с 1993 - Московского союза художников. Активную творческую деятельность Волков совмещает с педагогической работой в МГХПА им. С.Г.Строганова и МАРХИ, где преподает абстрактную живопись.
В 1984 году А.Волков был награжден золотой медалью Французской академии художеств по итогам выставки «Традиции и поиск» (Grand Palais, Париж). В 1998 году за городские пейзажи удостоен премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, в 2001 - серебряной медали Российской академии художеств. Произведения мастера хранятся в Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, в ряде региональных музеев России, а также в Музее Людвига (Кельн), художественном музее гор. Щецин (Польша), в частных собраниях Германии, США, Франции и других стран.
 Важными вехами своей биографии А.Волков считает авторские проекты, осуществлённые в последние 15 лет на различных площадках Москвы, включая ГМИИ им. Пушкина, ЦВЗ «Манеж» и ЦДХ. В их числе «Город из коробки», «Город - мой дом», «Зелёный бархат», «Москва: свет семидесятых», «Никаких новостей», «Постепенный переход от серого к розовому», «Пустые комнаты», «Свет в зале 17», «Свет сквозь решетку «Солнце». Проект «Калька» является продолжением творческих поисков. При всей новизне эти работы отсылают к обширному кругу картин и объектов художника, неразрывно связанных с московскими реалиями и несущих глубокий символический подтекст. Работы последних лет словно находятся вне времени, но по-прежнему пронизаны экзистенциалистским ощущением трагизма действительности.
Художник показывает свое недавнее изобретение: по его словам, проект «Калька» вобрал «самостоятельные произведения какой-то новой технологии, пока остающейся без названия». Повешенные свободно, без подрамника либо паспарту, изображения на почти невесомой основе словно парят в воздухе. Этот своеобразный арт-проект формирует новый язык на стыке живописного и концептуального, соединяя свойства картины - иллюзорного воссоздания реальности и объекта - самодостаточного артефакта.
Авторская техника работы с калькой, непривычным для живописца материалом, по замыслу Волкова, подразумевает возможность не только «обойтись без древесины, пеньки, льна, масел, гвоздей, пигментов» и не создавать «нечто вечное, нетленное, незыблемое». Это и шанс «оставить только тончайшую полупрозрачную бумагу, которая сама должна стать и красочным слоем, и лессировкой одновременно». На эту основу художник наносит отпечатки своих всегдашних сюжетов: дома, окна, улицы, мастерская, - черпая их как в написанных прежде картинах, так и в старых фотографиях, эскизах, объектах. В дальнейшем он дорабатывает кальку поверх принта, используя живопись, рисунки, коллаж. Волков убежден: благодаря особой свето- и цветовоздушной перспективе калька способна серьезно модернизировать и фотографию, и живопись.
Экспозиция включает свыше 60 произведений из собрания автора. Большинство демонстрируемых работ созданы в 2012-13 годах.

Выставка открыта с 11 по 29 сентября 2013 года.

Управление информации Российской академии художеств.







версия для печати