"Тебе в дар богатство любви к Отечеству". Выставка, посвященная 200-летию Казанского собора

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)




В 2011 году исполняется двести лет со дня освящения главного храма Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви- Казанского кафедрального собора (собора Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге. История создания храма, его значение в жизни Петербурга и в русском искусстве отражены в интересной, информационно и художественнонасыщенной выставке.
Казанский собор строился в течение 11 лет (1800-1811) по проекту одного из выдающихсярусских зодчих Андрея Никифоровича Воронихина. Многие годы до его работы над проектированием и строительством Казанского собора, он работал по заказам семьи Строгановых и именно граф Александр Сергеевич заметил талант своего молодого крепостного и способствовал его развитию.
Предыстория – церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте.
Место, которое занимала церковь на Невском проспекте и ее значение как хранилища списка чудотворной иконы Казанской Божией Матери определили выбор места для строительства Казанского собора, который стал преемником Рождественского храма в религиозной жизни Петербурга. Здесь представлены гравюры из юбилейного издания, осуществленного в 1753 году под руководством М.Махаева с видами Петербурга, где церковь Рождества Богородицы звучит как важный градостроительный объект. Кроме того, произведения живописи и графики XVIII века представляют вид храма, его интерьер, а также происходивший на его ступенях эпизод вступления на престол Екатерины Великой.
История проектирования и строительства Казанского собора.
Казанский собор принадлежит к числу крупнейших сакральных сооружений православного мира. Его замысел вызревал на протяжении ряда лет. Еще в 1782 г. вел. князь Павел Петрович высказывал мнение о необходимости иметь в России храм, подобный собору Св. Петра в Риме. В конце 1790-х гг. были созданы проекты будущего Казанского собора архитекторами Ж.-Ф. Тома де Томоном, П. Гонзага, Ч. Камероном. Все проекты предусматривали полукруглые колоннады перед северным фасадом, подобные колоннадам перед собором Св. Петра в Риме. Этот проект представлен чертежом Тома де Томона из собрания Государственного Эрмитажа.

В 1800 году Воронихину, по рекомендации графа А.С. Строганова, было поручено разработать проект Казанского собора. Первоначальный вариант композиции храма, существенно отличавшийся от окончательного замысла, который приоткрывает творческий поиск архитектора предоставлен «Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева» (Москва) – Воронихин А.Н. Проект Казанского собора. Предварительный вариант.

Работа Воронихина над проектом Казанского собора не ограничилась утвержденным в 1800 году проектом. В 1810 году зодчий разработал, на основе замысла, по которому уже осуществлялось строительство, новый грандиозный вариант проекта с двумя колоннадами и полукруглой площадью, огражденной решеткой с пилонами и статуями апостолов Петра и Павла перед ними. Из этого проекта получила воплощение только часть – ограда с западной стороны собора. Убранство Казанского собора. Иконостас. Живопись. Скульптура. Утварь.
Снаружи и внутри собор украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские мастера, такие как Пименов, Мартос, Демут-Малиновский, Прокофьев, Щедрин. Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Выдающиеся художники начала XIX века - Брюллов, Бруни, Кипренский, Боровиковский, Угрюмов и другие, расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы - пилоны. Все эти работы выполнены в академическом стиле, в манере подражания мастерам эпохи итальянского Возрождения.
На выставке предоставлена уникальная возможность увидеть вместе иконы, ныне находящиеся в разных музеях Санкт-Петербурга (Государственный Русский музей, Государственный музей истории религии), созданные для Казанского собора лучшими мастерами академической школы.

Замечательно, что в одном из экспозиционных залов, предназначенных для выставки к юбилею Казанского собора,хранится, в качестве постоянного экспоната музея Академии художеств, гипсовый слепок Восточных дверей флорентийского баптистерия - прославленного произведения скульптуры эпохи Возрождения, работы Лоренцо Гиберти. Слепок был изготовлен с оригинала по заказу Н.А. Демидова и подарен им Академии в 1774 году. Именно он послужил моделью для изготовления северных дверей Казанского собора.
Интересна история иконостаса собора. Авторский вариант Воронихина просуществовал до 1836 года и был разобран из-за повреждений, нанесенных временем. Было создано несколько проектов нового иконостаса, один из которых – профессора Академии художеств К.А. Тона - был осуществлен. Для облицовки нового иконостаса было использовано 40 пудов трофейного серебра, во время войны с Наполеоном отнятогоу противника казаками донского атамана М.И. Платова.
На выставке впервые представлены публике проекты иконостаса Казанского собора, исполненные О. Монферраном, В. Гесте, И.И. Шерлеманем, А.П. Брюлловым (Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет).

Казанский собор – памятник воинской славы 1812 года.
Во время Отечественной войны 1812 года Казанский собор превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи: армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. Реликвии войны 1812 года, образцы оружия, снаряжения, а также современный военный костюм – материалы, которые могут воссоздать дух патриотического подъема, неразрывно связанного с образом Казанского собора. Живописные произведения мастеров XIX века, произведения графики – политической карикатурытого времени, а также портреты участников войны также дополнят тему. В 1813 году в склепе Казанского собора был похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, которому Россия обязана победой над Наполеоном. С этой страницей истории Казанского собора связана гравюра М. Н. Воробьева «Траурный кортеж с гробом М.И. Кутузова. 1814 г. (ГМИР). В 1837 году перед собором были установлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли, ставшие неотъемлемой частью ансамбля, образованного Казанским собором. Модели этих статуй на выставке напомнят о творчестве еще одного замечательного русского мастера, выпускника Академии художеств – Б.И. Орловского.
Иконография собора. Исторические события, связанные с собором.
Именно со строительства Казанского собора начался "золотой период" российского зодчества, а Петербург окончательно принял вид столицы Российской империи. Невский проспект стал не просто магистралью, соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадным городским проспектом. В связи с этим на выставке представлена знаменитая Панорама Невского проспекта, литографированная В.С. Садовниковым по рисункам П.С. Иванова (1791-?) и И.А. Иванова (1779-1848) из коллекции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Раскрашенные акварелью листы представляют вид левой стороны Невского проспекта (1836 г.), длиною более девяти метров и вид правой стороны (1831 г.), более семи метров.





версия для печати