Выставка произведений живописи Дмитрия Беляева

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)





Научно-исследовательский музей Российской академии художеств и галерея «Голубая гостиная» Санкт-Петербургскогоотделения Союза художников России представляют совместный проект – выставку произведений заслуженного художника России, ветерана Великой Отечественной войны Дмитрия Беляева,посвященную 90-летию со дня рождения художника и 70-летию начала Великой Отечественной войны.
Дмитрий Беляев – художник счастливой судьбы. И дело здесь не в каких-то особых обстоятельствах его жизни. Даже очень талантливый художник может не состояться в силу неких личностных качеств или по причине внутреннего разлада с тем миром, с той средой, в которых он вынужден жить и работать.
Для успеха необходимы не только одаренность и мастерство, определенные качества характера и цельность натуры. Художник должен ощущать внутреннюю сопричастность с временем, в котором довелось родиться и жить, а также нужно, чтобы масштаб личности соответствовал масштабу таланта. Беляев – пример именно такой сопричастности и такого соответствия. Он всегда знал, чего хочет добиться и уверенно шел к своей цели.
Очень рано осознав свое призвание стать художником и ступив на путь служения искусству, он прошел его весь – от ученика до мастера, ни разу не усомнившись ни в правильности сделанного выбора, ни в собственных силах.
В каком-то смысле судьба Беляева типична для художников его поколения. Начав учебу в 1930-е годы в Москве, в Художественно-педагогическом училище памяти 1905 года, он оказался в день начала Великой Отечественной войны солдатом-срочником и на пять лет его судьба, как и судьба большинства его сверстников оказалась тесно сплетена с судьбой страны. Но ведь война - это не только тяжкое испытание и потери, это и возмужание личности, и обретение уникального жизненного опыта.
Закончив войну старшим сержантом и имея за плечами ранение и нелегкую службу в бронетанковых войсках, художник с радостью вернулся к учебе, теперь уже в качестве студента живописного факультета ленинградского института им.И.Е.Репина. Ему очень повезло с учителями: на первом курсе он учился рисунку у С.Л.Абугова – блестящего рисовальщика и педагога, а на дипломном курсе оказался в мастерской Б.В.Иогансона, который не просто обучал живописи, но посвящал в ее тайны, открывал магию превращения краски в живую материю, из которой сотворен окружающий мир.
Дипломная картина называлась «За мир» и была оценена на «отлично». Мечта всей жизни исполнилась. «Это были самые счастливые годы в моей жизни,- вспоминал художник.- Я кланяюсь моим учителям… Я кланяюсь святым стенам Академии художеств…».
Начиналась самостоятельная жизнь в искусстве и с этого момента это будет неуклонное движение вперед, воплощение все более сложных и интересных творческих замыслов, формирование своего художнического почерка, языка, стиля, взгляда.
Из всего многообразия жанров изобразительного искусства в те годы, когда происходило формирование художника, приоритетное место отводилось картине.
Именно в формате большого полотна – картины – принято было в 50-60-е годы ХХ века реализовывать творческое осмысление окружающего мира.
Среди самых известных произведения тех лет нужно отметить картины «На Оке» (1956г.), «Бакенщик» (1957г.), «Грозный 41-й» (1967г.), «На реке»(1961г.). Но и в более поздние годы – 80-90-е, Беляев продолжает обращаться к картинному формату: «Родной дом» (1985г.), «Вечер в деревне» (1997г.), «Отдых» (1985г.), ибо именно он дает возможность художнику в полной мере осуществить свой замысел. И каждая картина как песня, спетая на холсте с помощью красок, спетая сердцем и талантом художника.
В пейзажном жанре, более камерном и интимном, Беляев достигает, пожалуй, самого высокого живописного мастерства: «Зеленя» (1973г.), «Остров Ольхен» (1960г.), «Белая ночь на Волхове» (1979г.), «Ночное» (1997г.). Таким сокровенным, щемящим чувством, такой любовью к тому, что творит на холсте художник, пронизаны эти работы, что в это мощное эмоциональное переживание оказываемся вовлечены и мы с вами.
Интерес к человеку, стремление понять, чем он живет сегодня, побуждает Беляева вновь и вновь обращаться к портрету.
Работая в этом жанре он всегда исходит из внутреннего существа модели, находит такую изобразительную интерпретацию образа, которая позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальность портретируемого.
Самые известные, ставшие знаковыми в творчестве Д.В.Беляева работы в этом жанре – это «Колхозный сторож дед Ефим» (1953г.), «Народная мастерица Егорова Матрена Ивановна» (1982г.), «Портрет Н.Н.Урванцева» (1975г.), «Портрет народного артиста СССР А.В.Свешникова» (1982г.).
Дмитрий Беляев прошел свой путь в искусстве уверенно, в полном согласии с природой своего таланта и с миров, в котором жил.
Его произведения – это всегда результат глубокого эмоционального переживания, потому они так трогают, волнуют нас, вызывают отклик в душе. Художник всегда искренен в своих работах, он хочет поделиться со зрителем тем, что пережил сам, что взволновало его сердце человека и, что зорко и точно подметил глаз художника.
Открытие выставки состоится 5 мая в 15.00 в Конференц-зале музея. Выставка продлится до 05 июня 2011г.




версия для печати