Выставка «Три поколения» в МВК РАХ. К 70-летию мастерской монументальной живописи МГАХИ им.В.И.Сурикова

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 01.12.2009 - 24.01.2010.

Российская академия художеств, МГАХИ им. В.И.Сурикова представляют выставку «Три поколения», посвященную 70-летию мастерской монументальной живописи МГАХИ им. В.И.Сурикова. В образах представителей разных поколений семьи всегда просматриваются общие черты. Творческая мастерская с историей во многом представляется такой же семьей, в жизни которой традиции и неизбежные изменения пребывают в неразрывном единстве.
Уникальный выставочный проект, представляющий произведения широкого временного среза,знакомит зрителя с самыми интересными тенденциями в развитии мастерской, основателем которой был знаменитый живописец Александр Дейнека, а преемницей - выдающаяся женщина-художник Клавдия Тутеволь. Более 20 лет мастерской руководит Евгений Максимов, крупнейший мастер монументального искусства, автор росписей православных храмов по всему миру. Благодаря усилиям руководителя и педагогов, за эти годы мастерская приобрела славу уникальной школы подготовки художников-монументалистов не только в России, но и в мире, так как многим изучаемым и разрабатываемым в ней техникам и методикам не существует аналогов. Знания и навыки педагогов и воспитанников мастерской позволили им осуществить работы по воссозданию росписей главного храма страны - Храма Христа Спасителя, оформлению множества культовых и светских сооружений, их опыт востребован во всем мире.
В экспозиции представлены произведения А.Дейнеки, К.Тутеволь, работы их учеников В.Харлова, В.Королева, Е.Максимова и других художников, а также последние по времени работы студентов. Большинство произведений находятся в фондах Суриковского института, а потому неизвестны широкому зрителю.
В образах представителей разных поколений семьи всегда просматриваются общие черты. Творческая мастерская с историей во многом представляется такой же семьей, в жизни которой традиции и неизбежные изменения пребывают в неразрывном единстве. Открытие выставки «Три поколения», посвященной 70-летию мастерской монументальной живописи МГАХИ им. В.И.Сурикова предоставляет любителям и ценителям изобразительного искусства прекрасную возможность узнать о самых интересных тенденциях в развитии мастерской, основателем которой был знаменитый мастер Александр Дейнека, а преемницей выдающаяся женщина-художник и педагог Клавдия Тутеволь. Более 20 лет мастерской руководит Евгений Максимов, крупнейший мастер монументального искусства, автор росписей православных храмов по всему миру. Благодаря усилиям педагогов, за эти годы мастерская приобрела славу уникальной школы подготовки художников-монументалистов не только в России, но и в мире, так как многим изучаемым и разрабатываемым в ней техникам и методикам не существует аналогов. Знания и навыки профессорско-преподавательского состава и воспитанников мастерской позволили им осуществить работы по воссозданию росписей главного храма страны - Храма Христа Спасителя, оформлению множества культовых и светских сооружений, их опыт востребован во всем мире.
В ретроспективной и современной частях экспозиции представлены произведения Александра Дейнеки, Клавдии Тутеволь, работы их учеников Виктора Харлова, Владимира Королева, Евгения Максимова, Ивана Лубенникова и других художников, а также последние по времени выпускные и учебные работы студентов-монументалистов.
Обучаясь в мастерской монументальной живописи, студенты осваивают широкий спектр техник и технологий, от традиционных до новейших – технику фрески, флорентийской и римской мозаики, витража, сграффито и др. По итогам обучения выпускники готовят дипломные работы, выбирая то, что более всего их интересует – проекты оформления церковных интерьеров или общественных зданий – театров, гостиниц, банков, ресторанов. Большинство представленных на выставке произведений хранятся в фондах Суриковского института, а потому неизвестны широкому кругу зрителей.
В 1939 году в Московском институте были созданы мастерские для занятий со студентами старших курсов, в которых преподавание велось руководителем мастерской и прикрепленными к ней ассистентами по рисунку и живописи. Так в Институте была организована система персональных мастерских, которая и по сей день действует в его стенах.
В истории мастерской монументальной живописи МГАХИ им. В.И.Сурикова шаг за шагом прослеживается развитие уникальной отечественной школы. Первый руководитель мастерской – известный мастер, живописец, график, скульптор, монументалист, действительный член АХ СССР, народный художник СССР Александр Александрович Дейнека (1899-1969) является непосредственным участником основных этапов формирования традиций российского художественного образования. В 1925 году Дейнека окончил ВХУТЕМАС, где учился в В.А.Фаворского, и стал одним из основателей известного творческого объединения Общества станковистов (ОСТ). С 1928 по 1930 Дейнека преподавал во ВХУТЕИНе, с 1928 по 1934 - в Московском полиграфическом институте, с 1934 по 1946 и с 1957 по 1963 в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. В мастерской также вел преподавание Александр Васильевич Мызин (1900 – 1984), знаток монументальных технологий, ценитель искусства Древней Руси, Византии, эпохи Возрождения, пришедший в институт по приглашению Дейнеки и преподававший в нем вплоть до 1980-х.
Личность и искусство Дейнеки оказали заметное влияние на многих студентов с других факультетов. Творческие достижения мастера, его теоретические взгляды в области рисунка и композиции участвовали в возрождении интереса к тематической картине, в формировании художественного видения целого поколения живописцев.
В педагогической деятельности Дейнеки важное место уделялось преподаванию рисунка и связанным с ним проблемам учебных постановок. На сессиях проводимых Академией художеств, и посвященных в частности выработке и утверждению обновленных учебных планов, художник стремился преодолеть отвлеченный характер академических программ, активно выступая за конкретность в определении заданий и обязательное разъяснение особенностей каждой постановки. Особое значение Дейнека придавал повседневной работе в мастерской. С каждой новой постановкой перед студентами возникали более сложные задачи, последовательно развивающие приобретенные ранее навыки. Соблюдение мастером строгой логики постановок было тем самым стержнем, на котором основывалась успешная работа всей мастерской.
Теоретический и практический опыт Дейнеки не утратил своей актуальности и сегодня. Благодаря деятельности таких мастеров как Дейнека, в деятельности Московского института на раннем этапе его существования более полное развитие и методическое обоснование получили главнейшие области педагогической науки – живопись, рисунок, композиция.
В 1967 году мастерскую возглавила Клавдия Александровна Тутеволь (1917-1980) – профессор, заслуженный художник РСФСР, лучшая ученица А.А.Дейнеки. К.А.Тутеволь - автор монументального мозаичного панно «Эстафета» на фасаде Института физкультуры в Москве, плафона зрительного зала Оперного театра в Киеве, плафона зрительного зала Театра им. Абая в Алма-Ате. Участница всех без исключения послевоенных всесоюзных выставок, Международной выставки в Брюсселе (1958), Биеннале в Венеции (1968), выставки, посвященной Международному Конгрессу женщин, прошедшей в Хельсинки (1969). С 1952 года – член правления МОСХ. Живопись и графика К.А. Тутеволь находятся в частных коллекциях в России, Англии, Франции, Германии, Италии, Финляндии и США. К сожалению, имя К.А.Тутеволь – единственной в истории института женщины-руководителя одной из крупнейших мастерских вуза, выдающегося педагога, воспитавшего не одно поколение ярких мастеров, сегодня известно далеко не всем, и представленные на выставке работы художницы и ее учеников помогают исправить эту несправедливость.
Нельзя не вспомнить об Андрее Львовиче Орловском (1928-2004), который по окончании мастерской под руководством Тутеволь стал вести в ней занятия по рисунку. Во многом благодаря К.А.Тутеволь, к преподаванию обратился ее ученик Евгений Николаевич Максимов (род. в 1948 году) - ныне известный мастер, профессор, народный художник РФ, член Президиума Российской академии художеств, академик-секретарь Отделения живописи РАХ. «Все самое хорошее в моей жизни связано с Суриковским, я был его студентом, учился у замечательных педагогов – К.А.Тутеволь, А.Л.Орловского, А.В.Мызина», - говорит мастер.
Центральные проекты в обширной биографии Е.Н.Максимова – воссоздание сложнейших росписей огромной по своим масштабам купольной композиции в Храме Христа Спасителя в Москве и росписи интерьеров большого Патриаршего Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. За эти работы художнику были присуждены награды Русской Православной Церкви – Орден Преподобного Сергия Радонежского и Орден Преподобного Андрея Рублева. В иной стилистике Максимов создает стенописи и иконы для храма-памятника Св. Георгия в Никосии (Кипр), монастыря Симона Петра на Святой Горе Афон в Греции.
Вместе со своими учениками Максимов выполнил росписи храмов Свято-Введенской Оптиной пустыни, храмов Троицы Живоначальной в Вишняках, Святого Мученика Дмитрия Царевича при Голицынской больнице, храма Сестричества в Первой Градской больнице, Святителя Николая в Вышнем Волочке, Святых апостолов Петра и Павла в Ясенево.
Сохраняя как основу принцип профессионального академического образования, освоение главных навыков многотрудного дела художника, Е.Н.Максимов и педагоги мастерской – профессор Сергей Александрович Гавриляченко, доцент Иван Леонидович Лубенников (также ученик К.А.Тутеволь), профессор Виктор Николаевич Слатинский, старший преподаватель Виктор Павлович Мясоедов стремятся к обновлению и развитию существующих богатых традиций в соответствии с требованиями быстротекущего времени. Подготовка уверенного в своих силах нового творческого поколения, передача мастерства, неповторимого личного художественного опыта молодым и сегодня является важнейшим направлением их деятельности в стенах родного института.
Педагогам самых разных поколений мастерской монументальной живописи удалось сохранить одно из главных достижений Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преемником которого является Суриковский институт – живое общение преподавателя с учеником, их творческое взаимодействие и интерес к развитию образной силы искусства.
М.Вяжевич, кандидат искусствоведения






версия для печати