Постоянная экспозиция слепков с произведений античной скульптуры из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)



Гипсовые слепки с произведений античной скульптуры, признававшихся образцами, служили основой и стержнем традиционной академической системы обучения изобразительной грамоте. В академическом обиходе, где их называли «гипсами» или «антиками», они использовались как обязательная и основная модель для учебного рисования.  Слепки, показанные в залах Галереи искусств Церетели, воспроизводят преимущественно римские копии с греческих оригиналов, создававшихся в разные эпохи: в классический / V- IV вв. до н.э./, эллинистический / IV-I вв. до н.э./ и римский / кон. I до н.э. - нач.IV в. н.э./ периоды. Этими экспонатами представлены те статуи, слепки с которых не одно столетие служили постоянными моделями для академического рисунка / Боргезский боец; Апполино; Афродита Медичи или Венера Медицейская; бюст Гомера/, представляющие важнейшие вехи в историческом развитии греческого искусства, а также особо популярные в наше время / Ника Самафракийская/. Они составляют часть обширной коллекции слепков, собранной в конце XIX- начале XX века выдающимся русским ученым - антиковедом И.В.Цветаевым / 1847-1913/ для задуманного им Музея изящных искусств, который был открыт в Москве в 1912 году и впоследствии переименован в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Из этого музея слепки поступили в Российскую академию художеств в 2000 году. В эпоху Ренессанса произведения античного искусства приобрели в сознании общества статус наиболее совершенных образцов, соединивших в себе высшую правду с высшей красотой. Апогеем античного искусства и первообразом всех его последующих достижений признавалась греческая классика V-IV вв. до н.э. До XIX века скульптура классической Греции была доступна почти исключительно через посредство римских копий. Эти древние копии стали тогда предметом воспроизведения в гипсе для учебных целей. Относительная дешевизна и точность передачи объемов способствовали широкому распространению гипсовых слепков по всем художественным академиям  Западной Европы. В XVIII веке традиции рисования гипсовых слепков с древних статуй распространилась и укоренилась в России. Так, в академии художеств учащийся мог приступить к рисунку с живой натуры лишь после успешного окончания класса гипсов; это требование с некоторыми модификациями оставалось действительным до конца XIX века. После реформы Российской академии художеств в 1893 -1894 гг. роль гипсов в учебном процессе заметно уменьшилась. В конце 1910-х годов представителями радикальных антиакадемических направлений были даже предприняты попытки вовсе исключить их из обучения. Однако очень скоро стало ясно, что с целями художественного образования действия такого рода несовместимы. Жизнь убедительно показала и продолжает показывать, что рисование гипсов, приобщающее будущих художников к великому наследию античной пластики, является для них важным средством усвоения основ мастерства и профессиональной культуры.






версия для печати