Выставка «Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда» в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 24 июля – 8 сентября 2024 года
Место экспонирования: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, 5/25, Аптекарский приказ)

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку «Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда», приуроченную к 80-летию профессора славистики Тулейнского университета в Новом Орлеане, почётного зарубежного члена Российской академии художеств Уильяма Крафта Брумфилда.
В экспозиции представлено 313 фотографий памятников русского авангарда разных городов России от Москвы до Хабаровска, снятых автором в течение почти 50 лет: с 1971 по 2019 годы. Основная идея выставки заключается в том, чтобы передать зрителю личное впечатление фотографа от архитектуры. Она подчеркнута необычным оформлением: снимки одних и тех же объектов, нередко сделанные в разные годы с похожих ракурсов разными фотоаппаратами представлены в виде фотопленок, «нарезанных» в соответствии с годами съёмки. Благодаря этому приёму удалось показать процесс фотографирования: поиск ракурса, вдохновение моментом, личный интерес фотографа к объекту съёмки. Размышления самого автора о советском архитектурном авангарде, принципах его фотографирования и воспоминания пронизывают всю экспозицию и полноценно раскрываются в видео-интервью. Экспозиционное пространство структурировано по регионам, в которых Брумфилд фотографировал памятники авангарда: Москва, Ленинград, раздел «От Урала до Дальнего Востока» и отдельные города Центрального Поволжья, Центральной и Южной России.
Раздел, посвящённый зданиям московского авангарда, самый обширный: он занимает большую часть выставки. В этом разделе представлены развёрнутые серии снимков любимых объектов автора: Жилой дом Наркомфина, построенный по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса, Дом культуры имени Зуева авторства Илья Голосова, Дворец культуры Пролетарского района (Автозавода имени А.И. Лихачёва) братьев Весниных, экспериментальный дом мастерская архитектора Константина Мельникова, его же рабочие клубы и гаражи. Эти серии работ иллюстрируют, как в течение многих лет фотограф вновь и вновь возвращался к одним и тем же зданиям.
Фотографии ленинградского архитектурного авангарда составляют отдельный раздел выставки. Ленинградский архитектурный авангард занимает особое место в творческой биографии Уильяма Брумфилда: именно в этом городе в 1971 году молодой американский преподаватель славистики впервые обратил внимание на архитектуру 1920-х-1930-х годов и начал снимать её на плёнку. Фотография Дворца культуры имени С.М. Кирова Ноя Троцкого, который находился рядом с общежитием на Васильевском острове, где жил Уильям, стала первой в «авангардной» коллекции Уильяма Брумфилда.
«От Урала до Дальнего Востока» – третий раздел экспозиции, отражает широту географического охвата путешествий Уильяма Брумфилда по России. Главное место занимает серия фотографий в Екатеринбурге, среди которых – снимок знаменитой «Белой» водонапорной башни. В этом разделе также можно увидеть снимки памятников авангарда Перми, Березников, Челябинска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Уильям Брумфилд рассказывает: «Новый этап в изучении архитектуры советского авангарда начался в 1999 году с моей первой поездки на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Я был впечатлён тем, как хорошо сохранились памятники конструктивизма в Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске...».
Четвёртый раздел включает в себя фотографии отдельных городов Европейской части России. Сюда вошли немногочисленные снимки памятников Казани, Самары, Коломны, Ростова-на-Дону, Таганрога, Сочи. Особенно фотографа впечатлила история здания Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького, построенного в форме гусеничного трактора, но утраченного в годы Великой отечественной войны. Он попал в объектив фотографа в 2016 году, уже после восстановления, с некоторыми отклонениями от первоначального вида.
«Многие считали конструктивистскую архитектуру “безликой” и однообразной, но я был очарован смелостью, мощью и оригинальностью её дизайна. В частности, я отметил монолитность и пластичность, напомнившие мне ранние памятники средневекового Новгорода (Софийский собор, соборы Антониева и Юрьева монастырей), а также некоторые церкви Пскова. Это была чисто субъективная, эстетическая связь, но она показалась мне стимулирующей... В процессе изучения и документирования авангардных объектов я начал искать художественные, эстетизированные подходы к фотосъёмкам советской архитектуры этой эпохи» - комментирует автор.
На основе пресс-релиза Музея






версия для печати