Презентация коллективной монографии «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд» в РАХ

 

Фоторепортаж: Виктор Березкин, пресс-служба РАХ
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств совместно с Фондом культурного просвещения «Стиль Победы» провели презентацию коллективной монографии «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд», которая состоялась 13 мая 2024 года в 14:00 в Белом зале РАХ (Москва, Пречистенка, 21). В мероприятии приняли участие сотрудники НИИ РАХ и члены Российской академии художеств.

Издание составлено по материалам одноимённой Международной научной конференции, прошедшей в Российской академии художеств 19–21 мая 2021 года, и представляет исследования более 50 ведущих российских и зарубежных специалистов: искусствоведов, культурологов, историков, филологов, архитекторов, скульпторов и художников. В книге идёт речь о принципиальном и всестороннем взгляде на так называемое «сталинское» искусство начала 1950-х гг. – сложнейший в плане оценки материал, рассмотренный во всей полноте, без негативных политических коннотаций и фигур умолчания, свойственных постсоветским интерпретациям, приведшим к упрощённому толкованию и, в итоге, забвению.
В то же время это демонстрация преемственности русской культуры и её неразрывной связи с мировым контекстом – «Стиль Победы» стал продолжением сменявших друг друга великих исторических стилей: классицизма, барокко, рококо, ампира, впитав и переработав их мотивы в новое, полновесно самобытное направление. Парадоксом стиля можно считать тот факт, что, выступая в значительной степени альтернативой культурному европоцентризму, он сохранял черты европейского искусства классических эпох в то время, когда послевоенная Европа от собственной классики отказалась. Отличительные черты «Cтиля Победы» – торжественность, декоративность, «дворцовая» пышность, стремление к синтезу искусств, орнаментальность. Больше всего они проявились в архитектуре (московские «высотки», ВДНХ) и особенно в убранстве новых станций московского метрополитена. Особое место здесь занимает фигура архитектора А.В. Щусева (его «Зал Побед» на станции «Комсомольская-кольцевая» дал название стилю) и других зодчих, восстановивших разрушенные города: Ленинград, Сталинград, Севастополь, Киев, Минск.
Сверхзадача издания, его адресованный нынешним поколениям художников «наказ» – зафиксировать и научно описать отражённый в памятниках и их объединяющий особый дух Победы. Победы не только в Великой Отечественной войне, но как извечного и ключевого элемента национального кода, стержня особой российской идентичности. Однажды явленный и безусловно состоявшийся, этот стиль поможет сформулировать Стиль Победы дня сегодняшнего – став частью культурной и идеологической политики государства в еще один переломный момент нашей истории.

Программа заседания:

Подробности – у организаторов мероприятия: 8(495)6373176, nii-arts@yandex.ru, НИИ РАХ.






версия для печати