Выставка «Непарадный портрет. Искусство XX века» на ВДНХ.

 

Другие выставочные залы


Место проведения: «ВДНХ», павильон №59 «Зерно».
Время проведения: 2 декабря 2016 года - 5 марта 2017 года

На ВДНХ в павильоне №59 «Зерно» можно посетить выставку «Непарадный портрет. Искусство XX века». На выставке представлено более 100 работ данного жанра. Живопись, графика и скульптура — из собраний российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

«Непарадный портрет» — история о поисках возможностей в искусстве ХХ века. Выбранная организаторами камерная интонация выставки — попытка подсветить жизнь отдельного человека на фоне больших событий и перемен. Тема «непарадного» смещается здесь от пластических новаторств к форме параллельного социального существования, от поиска возможного изображения персонажа к рассказу о человеке от лица «мы». Подобное повествование станет первой экспозицией, прослеживающей движение от интимного жанра, как программы (художники «Мира искусства») до маргинальности, как основной характеристики портрета в конце ХХ — начале ХХI века.
Импрессионизм. Экспозицию открывают работы художников объединения «Мир искусства» и те, с чьими именами в России традиционно связан рассказ об импрессионизме. Наблюдая за спонтанным, почти случайным, импрессионисты впервые ставят под сомнение иерархию художественных жанров. Художники «Мира Искусства» добавляют к этому самодостаточность некогда второстепенных графических техник, как и импрессионисты, доказывая ценность эскиза. Этот раздел иллюстрируют портреты работы Зинаиды Серебяковой, Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и других.
Кубизм. Через новаторское искусство 1910 — начала 1930-х гг. (в экспозиции этот период представлен школой Казимира Малевича, Павла Филонова, Владимира Татлина и других), стиравшее в живописи значение сюжета, рассказ о портрете останавливается на художниках, не входивших в круг официально одобренных мастеров. От Давида Штеренберга и Роберта Фалька, за которыми советская критика признавала «прошлые заслуги» до членов объединения «Круг художников», существовавших на периферии не только художественного, но и человеческого пространства.
Нонконформизм. 1960-е гг. открывают в экспозиции два раздела: живопись «левого МОСХА» и искусство нонконформистов. Двигаясь от расширения пластических возможностей начала ХХ века, рассказ о человеке проходит через искусство концептуалистов к раскрытию новых смыслов окружающего его пространства. Включенные в экспозицию работы Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова предваряют иносказательность конца ХХ века. Герой здесь возникает через портрет среды, как часть многолюдного пространства, узнается за ироничным позированием.

Управление информации РАХ
на материале открытых источников







версия для печати