Книжная выставка «Графика А.П.Остроумовой-Лебедевой» (1871-1955) К 145-летию со дня рождения.

 

Дата проведения: 17 мая - 30 мая 2016 года
Место проведения: Российская академия художеств. Управление книжными фондами (Москва, Пречистенка, 21)
Залы библиотеки РАХ открыты: пн-пт с 10.00 до 17.00
Вход на выставку - свободный

А.П.Остроумова-Лебедева (1871-1955) - Действительный член академии художеств СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный художник РСФСР.

«Остроумова-Лебедева дорожила графической культурой прошлого. С верой в блестящее будущее творческой гравюры она изучала традиции мирового классического искусства. Вместе с тем она смело нарушала утвердившиеся каноны, чуждые природе творческой гравюры. Открытую борьбу с репродукционной гравюрой Остроумова-Лебедева вела показом высоко художественных станковых гравюр на выставках, в среде товарищей по искусству, продвижением гравюры в книжные издания и открытки. Остроумовские гравюры противостояли репродукционной гравюре, которая снизошла до прикладного назначения, когда гравировали по чужим оригиналам иллюстрации в книги и журналы, этикетки и рецепты к аптечным пузырькам, картинки в журналы мод и т. п.
В становлении Остроумовой-Лебедевой как художника-новатора в области творческой гравюры огромную роль сыграл ее многолетний труд в живописи, рисунке. Работая в различных техниках и материалах, она неизменно возвращалась к гравюре, считая ее основой своего творчества. Гравюра и рисунок, живопись маслом и акварелью дополняли друг друга, совершенствовались во взаимодействии, влияли друг на друга.
Остроумова встречала различное отношение к своему творчеству: одни приветствовали ее новшества, другие нещадно критиковали. И тем не менее она верила в будущее гравюры, была в числе лучших мастеров, возглавивших русскую национальную школу граверов, мужественно отстаивала свои взгляды, свои убеждения.
В гравюрах Остроумовой-Лебедевой видна творческая эволюция истинного художника, обладавшего своим стилем, своими приемами гравирования, пристрастием к определенным темам. Уже в ранних гравюрах видишь индивидуальные поиски художника, стремление познать природу торцового дерева и линолеума, самую сущность творческой ксилографии.
Остроумова-Лебедева умела длительно вынашивать тему, ее граверное решение. От замысла до гравирования иногда проходил очень большой срок — до трех десятилетий. Она отчетливо понимала: если художник приступил к гравированию, не обдумав тему, не «увидев» заранее ее в граверном изложении, он испортит доску и охладеет к работе.» ( Из кн.: Н.Синицын. Гравюры Остроумовой-Лебедевой. М.,1964.с.7)

Управление книжными фондами РАХ





версия для печати