Итоговый академический просмотр в Московской центральной художественной школе при РАХ 28 мая 2024 г.

 

Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ и Управление по координации академического художественного образования РАХ.
28 мая 2024 года в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств состоялся годовой итоговый академический просмотр учебно-творческих работ обучающихся членами Президиума РАХ, сотрудниками и специалистами Академии, представителями руководства и профессорско-преподавательского состава Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств совместно с представителями руководства и преподавателями художественных дисциплин под руководством директора школы Н.В. Маркова.
В состав комиссии, возглавляемой от лица Академии Первым вице-президентом В.Г. Калининым, вошли: Вице-президент РАХ А.А. Золотов; главный ученый секретарь Президиума РАХ О.А. Кошкин; Вице-президент РАХ, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ А.А. Любавин; Вице-президент РАХ, заведующий кафедрой живописи и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ Е.Н. Максимов; член Президиума РАХ, начальник Управления по работе с регионами РАХ К.В. Петров; сотрудники Управления по координации академического художественного образования РАХ, члены отделений и специалисты Академии, сотрудники Научно-исследовательского института теории и истории искусств РАХ, представители профессорско-преподавательского состава МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ.
Ежегодное проведение академических просмотров такой расширенной и высокопрофессиональной комиссией является важным и значимым мероприятием, нацеленным на повышение уровня художественного образования в Школе, сохранение и приумножение лучших академических традиции. В ходе просмотра по всем направлениям подготовки – живопись, графика, скульптура и дизайн, члены комиссии имеют возможность определить и проанализировать уровень подготовки обучающихся по художественным дисциплинам, в частности выпускных классов, качество образовательного процесса, его эффективность и результативность. В рамках его проведения и при подведении итогов был осуществлен заинтересованный обмен мнениями, даны комментарии и рекомендации для преподавателей и руководства Школы. Также был осуществлен традиционный отбор из числа учащихся старших классов и выпускников претендентов на награждение медалями Российской академии художеств «За успехи в учебе».
В ходе просмотра на всех творческих отделениях В.Г. Калинин основными и наиболее значимыми моментами, требующими особого внимания, выделил важность формирования грамотного взаимодействия между преподавателями и обучающимися в рамках учебного процесса. И в первую очередь это касается четкой постановки целей и задач перед обучающимися в соответствии с образовательными программами, методическая составляющая которых на протяжении многих лет выстраивалась и оттачивалась на основе лучших традиций отечественной академической художественной школы. Он отметил, что фундаментом художественного образования является развитие композиционного мышления юных художников, основанного на натурном наблюдении, как при работе над учебными постановками так и при разработке тематических композиций и особую роль в этом направлении играет в первую очередь композиционно правильно составленные преподавателями учебные постановки – колористически и пластически ясные и целостные. В частности на живописном отделении в этом направлении есть проблемные моменты и они проявляются даже в организации развески в мастерских учебно-творческих работ обучающихся при подготовке к проведению просмотра – в некоторых мастерских есть ощущение хаоса и дисгармонии. Виктор Григорьевич отдельно отметил очень хорошие результаты, показанные на скульптурном отделении, где чувствуется методически четко выстроенный процесс обучения и поступательное стремление к развитию своего мастерства у обучающихся.
Е.Н. Максимов комментируя увиденное на просмотре, указал в целом на довольно слабую подготовку обучающихся по академическому рисунку, несмотря на множество очень хороших набросков и скетчей, в длительном рисунке не хватает композиционной ясности и качества пластической и объемно-пространственной проработки. Он подчеркнул, что академический рисунок, наряду с композицией, является фундаментальной основой изобразительного искусства и важно развивать это понимание у обучающихся. Касательно результатов, показанных в мастерской монументального искусства, которая была открыта в Школе в начале учебного года, Евгений Николаевич отметил в целом хороший вектор развития данного направления и дал рекомендации уделять еще больше внимания живой работе с натурой, помимо заданий по копированию живописных произведений выдающихся мастеров.
Относительно отделения дизайна, организованного на основе существующего ранее в Школе отделении архитектуры, членами комиссии были высказаны различные мнения – с одной стороны в целом нет чёткой ясности учебных задач данного отделения и ощущается нехватка профессиональной квалификации преподавателей. Но в то же время О.А. Кошкин отметил, что на отделении есть множество очень хороших и интересных дизайнерских разработок и решений в плане средового дизайна. Также он указал на необходимость развития взаимодействия данного учебного отделения МЦХШ при РАХ с Отделением дизайна РАХ, в области реализации совместных образовательных проектов, проведения мастер-классов членами Отделения – известными и высокопрофессиональными мастерами в различных направлениях дизайна, что, безусловно, поспособствует улучшению качества подготовки обучающихся. К.В. Петров в свою очередь порекомендовал также подключать к учебному процессу представителей факультета дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.
Подводя итоги просмотра, А.А. Любавин отметил, что все те проблемные моменты в подготовке выпускников МЦХШ при РАХ, которые озвучили члены комиссии, очень хорошо видны, когда они поступают в МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед преподавателями Школы в процессе обучения будущих мастеров изобразительного искусства, он выделил необходимость развивать у ребят высокий художественный вкус и способность перейти от ремесленного мышления к творческому.
А.А. Золотов в своей речи, обращенной к преподавателям и руководству Школы, призвал помнить об очень важной педагогической задаче стоящей перед ними – не загасить в обучающихся ощущение избранности, от того, что он был отобран среди прочих претендентов и поступил в это уникальное учебное заведение, благодаря своему таланту и одаренности, и в то же время развить у них четкое понимание необходимости старательно обучаться, изучать технологии и прилежно постигать мастерство, без чего невозможно творческое развитие и формирование большого художника.
В завершение просмотра Н.Ф. Ломова поблагодарила директора и преподавательский состав за проведенный просмотр и тот высокий уровень, на котором осуществляется подготовка обучающихся в Школе, несмотря на все отдельные проблемные моменты, требующие дополнительной проработки. Она отметила, что Российская академия художеств и лично ее Президент Зураб Константинович Церетели уделяет очень много внимания поддержке молодых талантливых художников и в целом развитию и совершенствованию художественного образования в нашей стране, в том числе в форме поощрения лучших учащихся, студентов и преподавателей различными наградами Академии.
Н.В. Марков от лица коллектива поблагодарил представителей Российской академии художеств и МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ за неравнодушное отношение к деятельности Школы, ежегодное заинтересованное участие в академических просмотрах и те ценные замечания и рекомендации, которые озвучиваются в ходе их проведения, и позволяют улучшать качество образования в МЦХШ при РАХ.
Материал подготовлен Управлением по координации академического художественного образования РАХ.






версия для печати